Главная страница     

Становление самозанятости женщин:
новые возможности
или новые ограничения?
Л. В. Корель

Экономику движет энергия инициативы,
собственность сама по себе мертвая вещь
С. С. Шаталин

Становление частного бизнеса, самозанятости женщин в современной России идет медленно, наталкиваясь на широкий спектр юридических, экономических и социальных барьеров. Женский социум, как субъект предпринимательской деятельности сталкивается с особым классом социальных проблем: конфликты ролей, выполняемые в общественной и частной жизни, массовое сознание, деформированное в сторону патриархата, сексизм и др. Как свидетельствуют данные Госкомстата России, женщины менее активно, чем мужчины включа-
ются в новые рыночные хозяйственные формы (предпринимательство, бизнес, самозанятость). Согласно данным микропереписи населения, проведенной Госкомстатом России в 1994 г., в России на 1000 человек, приходится лиц, указавших источником средств своего существования доход от предпринимательской деятельности – 12 человек, причем среди мужчин – 17, а среди женщин только 7. Для Западной Сибири, аналогичные данные составляют 10 (для всего населения), 14 (для мужчин) и 6 (для женщин), т. е. разрыв по признаку пола более чем двукратный. Наиболее продвинутой территорией страны в плане предпринимательства является г. Москва, здесь соответствующие показатели составляют: 23, 36 и 13. Однако разрыв во включенности женщин и мужчин в сферу предпринимательства здесь еще более значителен и почти достигает трехкратной величины. Как видно, более “развитое” рыночное пространство отнюдь не гарантирует столичным женщинам и более “равного” вхождения в бизнес, скорее наоборот – они все более отстают от мужчин.

Пути решения проблем подобного рода предполагают разработку специальной системы мер по поддержке женской предпринимательской активности на государственном и региональном уровне. Дело в том, что женская предпринимательская активность расширяет диапазон женских социальных ролей, транслирует в женский социум новую идеологию, ценностные ориентиры, расширяет границы социального пространства для выбора стратегии поведения и свободы маневра женского социума в условиях перехода России к новому общественному укладу, противодействует феминизации бедности. Для менее активных и социально слабых контингентов женского социума женщины-предприниматели становятся референтной группой.

В данной работе на материалах пилотажно-экспертного обследования, проведенного методом случайной выборки и охватившего 26 женщин-предпринимателей г. Новосибирска (1997г.), мы попытаемся описать 1) отдельные стороны социального портрета данной группы женщин и 2) проблемы, которые им приходится преодолевать на пути к успеху в бизнесе. Строя выборку, мы руководствовались следующими принципами: чтобы отраслевая структура предпринимательства была отражена наиболее полно, а организационно-правовая форма и размер предприятий были достаточно разнообразны. Итак, в наше обследование вошли женщины 22–56 лет, занятые посредническо-торговыми операциями в розничной торговле (9 чел.), в промышленности (3), банковском деле (1), страховании (1), образовании (4), здравоохранении (1), бытовом обслуживании (4), издательской и рекламной деятельности (3). Организационно-правовая форма предприятий, возглавляемых обследуемыми, разнообразна: преобладают товарищества с ограниченной ответственностью (10) и акционерные общества закрытого типа (6), а также индивидуальные частные предприятия (4), присутствуют и другие формы. Достаточно разнообразна величина предприятий. Есть такие, на которых трудится всего 1 человек, на других – 70–80 человек. Наиболее часто представлены предприятия с численностью работающих менее 10 человек (их оказалось 12), а также порядка 20–30 человек (их 6). Две трети женщин заняты бизнесом 3–5 лет, а каждая пятая – свыше 6 лет.

Занятие предпринимательством –
свободный выбор или необходимость?

Социальный успех, устойчивость феномена “женский бизнес” в немалой степени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер.

Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора – внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности. Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности). Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину респонденток, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.). И, наконец, третий тип – предприниматели поневоле – объединил женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа – 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора – реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: “надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки”, “после распада Госбанка СССР по стечению обстоятельств”.

Какие социальные ожидания связывают женщины
со своим приходом в бизнес?

На первый план выходят ожидания, связанные с самоактуализацией: стремление к независимости и самостоятельности в работе (2/3 обследуемых), желание полнее раскрыть свои профессиональные способности и возможности (1/4 обследуемых), попробовать себя в новом деле (1/4). Экономический интерес, как оказалось, выражен заметно слабее. На него указали свыше трети женщин. При этом одна половина этой трети назвала обеспеченную богатую жизнь, другая – отсутствие хоть каких-либо средств к существованию, экономическую нужду. Заметна роль престижных стимулов прихода в бизнес: элитарный круг общения, респектабельный, современный стиль жизни, блестящая карьера влекут каждую третью женщину в эту сферу деятельности. Итак, согласно нашим данным, лишь каждая 6-я бизнес-леди пришла в бизнес под влиянием неблагоприятных финансовых обстоятельств. В этой связи невольно возникает гипотеза о том, что терпящие экономический крах, безработные обездоленные женщины все же не являются основным источником пополнения рядов бизнес-леди.

Заметим, что социальные ожидания, связанные с приходом в бизнес, полностью оправдались к моменту опроса у каждой второй женщины, у каждой третьей – лишь частично, и совсем мала доля тех, кто вовсе не достиг своих целей.

Степень готовности к новой социальной роли

Несмотря на резкий, радикальный характер реформ, в целом бизнес-леди, по собственной оценке, оказались готовы к новой социальной и профессиональной роли, находясь уже на самом начальном этапе новой своей деятельности (в полной неподготовленности призналась лишь одна респондентка). Каждая вторая отметила свою высокую готовность к этому роду деятельности (“К собственному удивлению открыла в себе спектр качеств, позволяющих считать, что в общем-то готова”).

Ранее, до своей предпринимательской деятельности, более половины (14 чел.) были рядовыми специалистами с высшим или средним специальным образованием, и только свыше трети занимали руководящие посты (директор, начальник, управляющий, главный специалист и пр.). Как видно, организаторские способности и активность “рядовых исполнительниц” не были по достоинству оценены на прежнем месте работы.

Бизнес-леди наедине с государством, партнерами,
конкурентами и подчиненными

Взаимоотношения с государственными органами, партнерами, конкурентами и подчиненными складываются у бизнес-леди весьма противоречиво. Государственные органы далеко не всегда выступают защитником и опорой. Только пятая часть бизнес-леди встречает с их стороны больше поддержку, чем противодействие в своей деятельности. Такая же часть – либо одно постоянное противодействие в работе, либо чаще противодействие, чем поддержку. Чуть меньше половины совокупности опрошенных не встречает ни помощи, ни противодействия.

В числе трудностей во взаимодействии с государственными органами управления доминируют упоминания неоднозначности толкования законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, принятие законов задним числом (16 чел.), бюрократизм, неоперативность, затягивание дел (10 чел.), низкий профессионализм (8 чел.), неопределенность функций государственных чиновников и требований к предпринимателям с их стороны (5 чел.) и, наконец, коррупция и взяточничество (4 чел.).

Далеко не во всем благополучно складываются отношения и с партнерами по бизнесу. “Выбор партнера – сама по себе трудность, и весьма значительная”. Только одна опрошенная не имеет трудностей в контактах с партнерами. Ненадежность, нарушение договорных обязательств – наиболее частый изъян в партнере, на него указала половина опрошенных. Второй крупный недостаток партнера – отсутствие или недостаток профессионализма (9 чел.), третий – нечистоплотность в выборе средств, склонность к обману, надувательству (7 чел.).

Гораздо мягче, как оказалось, складываются отношения с конкурентами. Почти у половины опрошенных нет вообще никаких проблем с конкурентами. Более того, присутствует желание наладить партнерские отношения с ними, работать в контакте. “Пытаюсь поддерживать дружеские отношения, однако постоянно наталкиваюсь на нежелание работать в контакте” или вот другое мнение – “узость мышления конкурентов на рынке мешает нам идти к единой цели, отслеживая собственные интересы”. Отсутствие жесткой конкурентной борьбы в данном случае свидетельствует, как видно, о разреженности рынка в тех сферах деятельности, где работают опрошенные нами бизнес-леди. В то же время четвертая часть опрошенных указала на дезинформацию, обман, нечистоплотность со стороны конкурентов.

Подчиненные также далеко не всегда удовлетворяют требованиям бизнес-леди. Лишь четвертая часть опрошенных не имеет трудностей в данной области. Отсутствие инициативы, низкая трудовая дисциплина, недобросовестность – наиболее частые пороки подчиненных (на них сослалось свыше половины обследуемых). “Не понимают, что это частная фирма и зарплата зависит от их труда”, “привыкли получать зарплату независимо от результатов”, “необходим постоянный контроль: ленятся, халтурят”.

Планы и реальность: хозяйка ли своей судьбы бизнес-леди?

Больше половины опрошенных (15 чел.) полагают, что не могут развернуться в бизнесе таким образом, как хотелось бы, как могли: ”сделать в состоянии многое, но условий для осуществления моих замыслов нет”. Оставшаяся часть респонденток относится к той группе лиц, кто всегда, или почти всегда осуществляет задуманное. Большая часть респонденток с оптимизмом смотрит в будущее, планирует в ближайшие годы расширить свое дело: “открыть предприятие за границей”, “расширить свою сеть”, “развить новое направление в разумных пределах” и пр. (подавляющая часть). Остальные намерены либо оставить в неизменном состоянии (2 чел.), либо закрыть старое и открыть новое дело (1 чел.), либо вовсе отказаться от предпринимательской деятельности (1 чел.).

Что помогает в бизнесе?

На вопрос: “Чем в первую очередь определяется успех в бизнесе: Вашими социально-психологическими качествами, статусными характеристиками, или же обстановкой в стране?” – на первое место вышли социально-психологические качества (14 чел.), на второе – статусные характеристики (3), на третье – социально-экономическая обстановка в стране (лишь один человек отдал им приоритет). Итак, социально-психологические, “человеческие” качества, релевантные требованиям рынка, такие как контактность, общительность (15 чел.), настойчи-
вость в достижении цели (13 чел.), интеллект (12 чел.), восприимчивость к инновациям (10 чел.), дипломатичность (10 чел.) оказываются главными помощниками женщин в их предпринимательской деятельности. Гораздо слабее действие статусных характеристик, среди них: профессиональное образование – например, “авторитет профессионала, подтвержденный годами предыдущей работы” – (13 чел.), незагруженность семейными делами (10 чел.), подходящий возраст (10 чел.), налаженные связи в деловом мире (9 чел.). На третьем месте по приоритетности воздействия, как указывалось выше, оказались факторы, связанные с экономическим и политическим положением в стране. В числе позитивов были названы благоприятная ситуация на рынке товаров (5 чел.), поддержка государственными органами управления (4 чел).

Препятствия и помехи в бизнесе

Здесь ситуация зеркально противоположная той, которая отражает структуру социальных опор в бизнесе, описанных выше. На первом месте в структуре помех по силе негативного влияния стоит, по мнению бизнес-леди обстановка в стране (16 чел.), на втором – статусные характеристики (2), на третьем – социально-психологические (1 чел.), остальные респондентки затруднились с ответом (7 чел.). В числе негативных социально-экономических факторов доминирует экономическая нестабильность в стране (12 чел.), отсутствие поддержки со стороны государства (11 чел.), отсутствие необходимых гарантий со стороны государства (11 чел.), противоречивость законодательства о предпринимательстве (10 чел.).

Среди негативных статусных характеристик – недостаточно высокий материальный статус – недостаток средств и сбережений (12 чел.), неважное здоровье (3 чел.), маленькие дети и необходимость ухода за другими членами семьи (3 чел.). В числе социально-психологических помех наиболее часто называется законопослушность (7 чел.), недостаток бойцовских качеств, жесткости (7 чел.), слабый интерес к получению сверхприбыли, “погоня за сверхприбылью не входит в мою систему ценностей” (5 чел.).

Таблица
Факторы, способствующие и препятствующие в занятиях бизнесом, абс. число


Факторы
Стимулы
Барьеры
Разность
Социально-психологические
94
32
+62
Статусные
47
25
+22
Обстановка в стране
14
58
-44

 

Приведенные в таблице данные можно интерпретировать следующим образом. Во-первых, социально-психологческие достоинства перекрывают их недостатки в занятиях предпринимательством, причем весьма существенно. Иными словами, в социально-психологическом плане опрошенные оказываются наиболее подготовленными к бизнесу. То, что заложено природой, воспитанием – это присутствует в избытке. Достаточно в целом и “статусных” характеристик: подходящий возраст, образование, налаженные связи в деловом мире и пр. Иное дело социально-экономическое положение в стране: здесь минусы перевешивают плюсы. Самым сильным тормозом в развитии предпринимательства данной группы бизнес-леди является неблагоприятная социально-экономическая обстановка в стране.

Кто защитит интересы женщин-предпринимателей?

Большая часть бизнес-леди ощущает неравенство своих возможностей для достижения успеха в сфере предпринимательства по сравнению с мужчинами в сходных условиях. Лишь треть полагает, что у мужчин и женщин равные шансы для достижения своих целей. Это неравенство обусловлено, главным образом, существующими в обществе стереотипами. Во-первых, традиционным взглядом на женщину как на человека второго сорта, как на прислугу (“Мужчины смотрят на женщину как на неравного им партнера, приходится постоянно доказывать, что я лучше их”). Во-вторых, двойной нагрузкой женщины: дом и работа (“женщина ко всему еще и мать, и жена...)”. На вопрос о том, встречаются ли женщины в своей предпринимательской деятельности с дискриминацией по полу, женщины разделились на две примерно равные части.

Не обнаружилось единства и в вопросе о том, должна ли у нас в стране быть разработана специальная социальная политика по поддержке женского предпринимательства. Больше половины обследуемых бизнес-леди полагает, что женщины-предприниматели должны стать объектом специальной социальной поддержки со стороны правительства, как, впрочем, и все остальные группы женщин, занятые в других сферах деятельности, все же представительной оказалась и группа, которая полагает, что женщинам-предпринимателям не нужно устанавливать каких-либо особых прав, “не умно устанавливать права по половому признаку” (бизнесмен, давшая такой ответ, молодая преуспевающая бизнес-леди с прекрасным столичным университетским физико-математическим образованием).

В числе мер, необходимых для социальной защиты женского предпринимательства упоминаются следующие: введение льготного кредитования, выделение ссуд, уменьшение налогообложения (хотя бы на один процент) по сравнению с мужчинами и др. Однако часть женщин полагается на естественный ход событий: “не нужны специальные меры – наступит время и для женщин”.

В своей предпринимательской практике 2/3 обследуемой совокупности бизнес-леди, попадая в трудные конфликтные обстоятельства, сталкивается с необходимостью защищать свои интересы с помощью самых различных социальных институтов. Наиболее часто они прибегают к помощи правоохранительных органов (суд, милиция, 7 чел.), авторитетов делового мира (5), местных органов власти (4). Весьма редки обращения за помощью в ассоциации предпринимателей (2). Есть и такие ответы: “В каждом конкретном случае поступаю по-разному, использую оптимальные варианты”.

В ответах на вопрос о том, кто, по их мнению, мог бы защищать интересы женщин-предпринимателей наиболее эффективно, бизнес-леди разбились на две почти равные группы. Одни считают, что каждый должен сам защищать свои интересы, не прибегая к посторонней помощи. Другие называют ассоциацию женщин-предпринимателей, различного рода комитеты при Государственной Думе, местные органы власти и правоохранительные органы.

Жизненные ценности бизнес-леди

В структуре жизненных ценностей бизнес-леди доминируют два: материнство и самореализация. Жизненный успех и благополучие детей является главной ценностью в их жизни (13 чел.). Столь же высокие позиции занимает и возможность работать с полной отдачей, раскрыть свои способности (12 чел.). Либеральные ценности: свобода, независимость существования так же весьма значимы (9 чел.) в жизни бизнес-леди. В числе других наиболее часто упоминаемых ценностей: материальный достаток (9 чел.), счастливый брак (8 чел.), уверенность в завтрашнем дне (8 чел.), возможность путешествовать, своими глазами увидеть мир (8 чел.).

Однако далеко не всем удается реализовать свои главные ценности в реальной жизни. Жизненный успех и благополучие детей сопутствует лишь 1/5 респонденток. Но зато работать с полной отдачей имеют возможность свыше половины (15 чел.), а свободу, независимость существования обрела половина опрошенных. В числе факторов, омрачающих жизнь бизнес-леди, главными являются трудности в предпринимательской деятельности (10 чел.), тревога за детей (9), а также
отсутствие свободного времени (8 чел.), болезни близких людей (6 чел.).

* * *

Завершая анализ, отметим следующие моменты:

 Главная страница