ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
СЕЛЬСКИМИ ЖЕНЩИНАМИ
ИХ ПРАВА НА ОТДЫХ
Г. П. Гвоздева
Международное гуманитарное право и Конституция Российской Федерации провозглашают принцип равенства мужчин и женщин и запрещают дискриминацию, основанную на признаках пола [3, с. 129–132; 5, с. 5]. Более того, для обеспечения равных возможностей реализации прав работающим женщинам России предоставляются дополнительные отпуска, связанные с рождением и уходом за детьми, для организации загородного летнего отдыха детей, право более раннего выхода на пенсию и др. Однако наличие прав не всегда обеспечивает их реализацию.
В отечественных исследованиях в большинстве работ, посвященных положению женщин, изучается производственная сфера деятельности, сочетание семейных и профессиональных обязанностей [8, с. 114]. А досуговая деятельность остается слабо изученной, хотя признается, что данные бюджетов времени имеют большое значение в гендерной статистике [4, с. 58]. В данной статье, подготовленной на основе доклада на 14 Всемирный Социологический Конгресс, мы попытаемся рассмотреть, во-первых, какие прогрессивные изменения, связанные с демократизацией общества, расширили возможности для полноценного отдыха женщин; во-вторых, как сами сельские жители оценивают происходящие изменения c точки зрения использования досуга; в-третьих, как изменилась структура свободного времени разных групп сельских женщин в период реформирования общества.
В качестве информационной базы использовались
данные государственной статистики, российского мониторинга экономического
положения и здоровья населения (1994–1996 гг.), социально-экономи-
ческих обследований сельского населения
Новосибирской области, проведенных отделом социальных проблем Института
экономики и организации промышленного производства СО РАН в 1975–1997 гг.
Демократизация общества
и право женщин на отдых
Учитывая важность гражданских и политических прав, международное правозащитное законодательство (например, Европейская конвенция по правам человека [2, с. 80–89]) в первую очередь контролирует их соблюдение. Однако для женщин в условиях расширения гражданских и политических прав более актуальными становятся экономические, социальные и культурные права, защита которых оказалась под ударом в связи с развалом экономики в России и усилением межнациональных противоречий.
Демократизация общества предполагает расширение возможностей выбора стратегий жизни, в том числе и способов проведения досуга. Почувствовали ли сельские жители ослабление государственного контроля, и чего в действительности удалось добиться, чтобы расширить возможности для разнообразного и полноценного отдыха? Прежде всего в связи с демократическимипреобразованиями общества были ослаблены ограничения на получение и распространение информации, а также на передвижение в развитые капиталистические страны. Но в некоторые бывшие советские республики, напротив, резко ограничены ранее свободные поездки, что болезненно воспринимается многими россиянами. Возможности женщин для поездок на отдых на институциональном уровне расширились и стали более демократическими и менее зависимыми от должностного статуса. Имеются случаи поездок простых крестьянок в гости к родственникам в дальнее зарубежье (в Германию). Появились новые модели досуговой мобильности, не характерные для прежней России. Зачастую такого рода поездки переплетаются и совмещаются не только с поездками на лечение и восстановление здоровья, но и с поездками по работе, учебе и для установления деловых контактов. Конечно, для сельского населения это явление на порядок более редкое, чем для горожан. Но в то же время вывоз сельскохозяйственной продукции в индустриальные центры, натуральный обмен продукцией,бартерные поставки усиливают мобильность активной части сельского населения.
К сожалению, реальная динамика поездок на отдых, наоборот, свидетельствует о снижении мобильности, причем особенно резко уменьшилось количество отдыхающих по путевкам. Так, за 1991–1996 гг. число тех, кто отдыхал и лечился в санаториях, сократилось на 42%, в санаториях-профилакториях – в 2 раза, на базах отдыха – в 2,4 раза, в домах отдыха – в 2,9 раз, а на туристических базах – более чем в 10 раз [9, с. 321]. Многим сельским жителям пришлось отказаться от поездок на отдых во время отпуска. В Новосибирской области доля тех из них, кто проводит отпуск дома, увеличилась с 75% в 1986 г. до 89% в 1994 г. и 84% в 1997 г.
Субъективное восприятие изменений
в сфере досуга
Снижение отпускной мобильности в связи с изменением общей ситуации в стране привело к росту неудовлетворенности селян. Как и раньше удовлетворенность женщин отпуском ниже, чем мужчин (табл. 1), что обусловлено большей привязанностью женщин к личному подсобному хозяйству, из-за чего им сложнее проводить отпуск вне дома. Но главная причина низкого уровня удовлетворенности в нехватке денег: если в 1986 г. на это указывали 10%, в 1994 г. – 48%, то в 1997 г. уже 56% опрошенных. Причем женщины чаще мужчин указывают как на денежные затруднения (соответственно 65 и 48%), так и на невозможность оставить хозяйство (50 и 34%).
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Доволен |
|
|
|
|
|
|
Не совсем доволен |
|
|
|
|
|
|
Не доволен |
|
|
|
|
|
|
Трудно сказать |
|
|
|
|
|
|
В связи с тем, что женщины острее ощущают нехватку денег, для них (в отличие от мужчин) четко прослеживается зависимость между удовлетворенностью проведением отпуска и уровнем душевого дохода в семье. Среди тех, кто считает свою семью среднеобеспеченной и с более высоким достатком, удовлетворенных отпуском в 1997 г. было в 2,5 раза больше, чем недовольных, а среди остальных женщин, наоборот, в 2 раза меньше.
Полноценный отдых необходим в связи с высокой трудовой нагрузкой и с ухудшением здоровья населения. Так в 1996 г. 2/3 опрошенных женщин и 1/3 мужчин (Новосибирская область, 410 семей) отметили, что их здоровье за последний год ухудшилось. В качестве наиболее важных причин женщины назвали психологический стресс, в том числе из-за негативных преобразований в обществе (отметили 16% от числа опрошенных), ухудшение материального положения (15%) и тяжелые условия труда(15%). Мужчины чаще всего называли тяжелые условия труда (20%). Невозможность полноценного отдыха как причину ухудшения здоровья отметили 10% женщин и 9% мужчин.
Кто же среди сельских жителей в последние годы стал проводить свое свободное время лучше, а кто хуже? Женщины дали самую негативную оценку изменениям за последние 3–4 года (табл. 2).
|
|
|
|
работники |
|
Лучше |
|
|
|
|
|
Хуже |
|
|
|
|
|
Как и раньше |
|
|
|
|
|
Трудно сказать |
|
|
|
|
|
Среди тех, кто стал лучше проводить свободное время, большая часть – это мужчины до 39 лет и женщины до 30 лет. Они связывают улучшение с четырьмя главными моментами: с увеличением свободного времени (29%) и изменением состава семьи (26%), с расширением свободы и демократизацией в обществе (14%), а также с появлением достатка в семьях (8%). Среди женщин о расширении своих возможностей для отдыха за годы реформ в основном говорили те, чей душевой доход в семье за предыдущий месяц 1997 г. составил более 500 руб. (средний по массиву 229 руб.). Только треть сельских жителей оказалась стабильной в способах проведениядосуга.
Самой многочисленной группой оказались те, кто отметил ухудшение использования свободного времени. Снижение качества досуга связывается в первую очередь с нехваткой денег (36% опрошенных), сокращением свободного времени (27%), с ухудшением работы или закрытием учреждений культуры (12%), с изменением состава семьи (11%), увеличением размеров личного подсобного хозяйства (10%).
Проанализировав состав мобильных (в отношении досуга) групп, выяснилось, что направление этой мобильности не связано с должностным статусом. Среди тех селян, кто стал проводить свободное время лучше – четверть руководителей и специалистов (РиС), столько же их и среди тех, чей досуг стал хуже (в целом РиС – более мобильная группа: 73% изменили положение).
В ходе опроса сельских жителей (Новосибирская обл., 1997 г., 552 чел.) был задан вопрос: "На Ваш взгляд, в каком случае можно сказать, что человек интересно проводит свободное время?". Хотя треть опрошенных (в том числе 25% работающих) затруднились ответить или сослались на то, что в деревне нет возможностей для интересного досуга или отсутствует свободное время, но большинство назвали наиболее значимые для них составляющие досуговой деятельности. К числу занятий и возможностей, обеспечивающих интересный досуг, женщины отнесли: 1) поездки в отпуск, на юг, куда захочется (отметили 28% всех женщин и 40% работающих), 2) возможность ездить отдыхать на природу (22 и 28%), 3) наличие компании, возможность общаться с друзьями (14 и 12%), 4) возможность проводить свободное время вместе с детьми (12 и 18%), 5) чтение (11 и 11%), 6) увлеченность любимым делом, занятия в кружке, студии (7 и 4%), 7) посещение концертов, театра, цирка (5 и 7%). Работающие женщины большее значение, чем мужчины, придают поездкам в отпуск, отдыху вместе с детьми, чтению и посещению концертов и театров, а меньшее – отдыху на природе и общению с друзьями. К сожалению, занятия спортом почти не назывались (1%).
Сокращение многих из этих возможностей по сравнению с дореформенным периодом ощутили большинство из женщин (68%). И это они связывают с отсутствием денег. С тем, что возможности для отдыха расширились, согласились только 3% женщин и 10% мужчин (среди работающих – соответственно 5 и 9%). Об утраченных возможностях для полноценного отдыха по сравнению с дореформенным периодом свидетельствуют данные обследования 1996 г. Для сельских жителей это невозможность поездок во время отпуска, сокращение общения с родственниками и детьми, отказ от "хобби" и походов на природу, а для женщин – еще и невозможность побывать на концерте, в театре, на выставке (табл. 3).
|
|
|
проводят |
среднем | ||
|
|
|
||||
Поездки во время отпуска |
|
|
|
|
|
|
Общение с родственниками |
|
|
|
|
|
|
Любимые увлечения |
|
|
|
|
|
|
Природа, турпоходы |
|
|
|
|
|
|
Посещение концертов |
|
|
|
|
|
|
Занятия с детьми |
|
|
|
|
|
|
Чтение |
|
|
|
|
|
|
Привычный отдых |
|
|
|
|
|
|
Покупка книг |
|
|
|
|
|
|
Просмотр телепередач |
|
|
|
|
|
|
Пассивный отдых |
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
Не знаю |
|
|
|
|
|
|
Ни от чего не отказываемся |
|
|
|
|
|
|
Особенно болезненно утраченные возможности восприняли женщины: их большинство среди тех, кто стал хуже проводить свободное время, и нисходящая мобильность в 2,8 раза распространена больше, чем восходящая. Только 32% РиС ответили, что им не пришлось отказываться от ранее привычных занятий, среди рядовых работников таких оказалось больше (41%). Это связано с тем, что у рядовых работниц стало больше свободного времени, а у РиС – наоборот.
Наиболее лимитирующим отдых фактором стали деньги. Одной из причин этого послужило изменение ситуации на рынке труда. Безработица приобрела "женское лицо", стала уменьшаться доля женщин в отраслях экономики с более высокой оплатой труда, в сельской местности в связи с закрытием отделений ферм бывших колхозов и совхозов увеличилось число временно неработающих женщин, а также занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве. У работающих сельских женщин увеличилось число нерабочих дней в году. По моим оценкам, на основе данных социологических опросов в Новосибирской области, в 1996 г. оно увеличилось на 23% (на 27 дней) по сравнению с 1975 г. и на 14% (17 дней) по сравнению с 1994 г. Это произошло как за счет увеличения фактической продолжительности очередных отпусков, так и количества выходных и праздничных дней. Расширило ли это возможности для отдыха?
Сельским жителям удается сохранить, а некоторым улучшить свое материальное положение прежде всего за счет труда в личном подсобном хозяйстве при сохранении занятости на основном рабочем месте. Причем если для РиС, а также жителей крупных сел основная работа – главный источник благосостояния, то для остальных жителей такими являются личное подсобное и домашнее хозяйство (табл. 4). О снижении продолжительности труда женщин в отраслях экономики и об увеличении неоплачиваемой работы свидетельствуют и данные обследований бюджетов времени, проведенных в Новосибирской области в 1975–1976 гг., 1986–1987 гг., 1993–1994 гг., рук. В. А. Артемов (рис. 1).
В
современных условиях, когда предприятий социально-бытовой инфраструктуры в селах
почти не стало, а семьи испытывают острый недостаток денежных средств, у женщин
заметно увеличилось время, расходуемое на приготовление пищи и связанные с этим
занятия. У работающих женщин увеличение составило примерно 2–2,5 ч в неделю, а у
пенсионеров – 3,5 ч (прилож. 1). И это уже с учетом того, что
время
покупок продуктов питания сократилось: почти все потребляемые продукты стали
производить в своем хозяйстве, да и очередей в магазинах не стало. Мужчины, как
и прежде, редко занимаются приготовлением пищи.
|
|
|
| |
|
|
|
| |
Основная работа |
27 |
44 |
51 |
35 |
Дополнительная работа |
5 |
5 |
3 |
6 |
Личное подсобное хозяйство |
48 |
37 |
36 |
42 |
Домашнее хозяйство |
35 |
21 |
13 |
29 |
В зависимости от сезона время, связанное с питанием, почти не меняется, а продолжительность труда по производству продуктов в личном подсобном хозяйстве летом у женщин увеличивается в 3 и более раза (женщины летом уходу за растениями посвящают 11–12 ч и уходу за скотом и птицей – 13–14 ч в неделю, а мужчины, соответственно, 7–8 и 10 ч). Такой рост общей трудовой нагрузки, с одной стороны, позволяет сельским семьям не только обеспечивать себя продуктами питания, но часть продавать, а часть отдавать родственникам, в том числе живущим в городах. С другой стороны, временные возможности для отдыха женщин летом резко сокращаются. Многие из них считают, что работают слишком много, на износ, отдых не позволяет им полностью снять усталость (38%); как нормальную свою трудовую нагрузку оценивают 44% женщин, и 17% ответили, что могли бы работать больше, если была бы возможность зарабатывать.
Рассмотрим как фактически менялась структура досуговой деятельности женщин под воздействием трансформации общества и при изменении соотношения оплачиваемого и неоплачиваемого труда в бюджетах времени сельских жителей (табл. 5).
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Свободное время, час. в неделю |
|
|
|
|
|
|
|
В том числе, % | |||||||
занятия с детьми |
|
|
|
|
|
|
|
кино, концерты |
|
|
|
|
|
|
|
чтение |
|
|
|
|
|
|
|
просмотр телепередач |
|
|
|
|
|
|
|
посещение/прием гостей |
|
|
|
|
|
|
|
пассивный отдых |
|
|
|
|
|
|
|
активный отдых и спорт |
|
|
|
|
|
|
|
другие занятия |
|
|
|
|
|
|
|
Женщины–РиС (учителя, врачи, работники культуры, директора учреждений социально-бытового обслуживания, заведующие фермами и руководители подразделений) утратили свои преимущества в использовании свободного времени, потому что им пришлось в 2–3 раза увеличить поголовье скота и птицы в личном хозяйстве из-за нестабильной оплаты труда. Если в середине 70-х годов они имели в неделю на 5,6 ч больше свободного времени, чем рядовые работницы, то в середине 90-х – на 1,8 ч меньше (табл. 6). Но несмотря на снижение качества свободного времени женщин–РиС, отличительной чертой их досуга по-прежнему является регулярность чтения, посколькуони меньше проводят времени перед телевизором.
У рядовых работниц появилась возможность больше заниматься с детьми, читать и общаться, но только в зимнее время. Усиление сезонных колебаний в продолжительности труда существенно ограничило и их возможности для летнего отдыха. В конечном счете вся прибавка свободного времени отдается телевидению. Такое изменение содержания досуга свидетельствует о фактическом сужении возможностей для полноценного отдыха даже при увеличении свободного времени.
|
|
| ||
|
|
|
|
|
Свободное время |
23,1 |
16,7 |
17,5 |
18,5 |
В том числе: | ||||
учеба и общ. работа |
3,1 |
0,7 |
0,3 |
0,3 |
занятия с детьми |
1,8 |
1,2 |
1,0 |
1,3 |
чтение |
4,0 |
2,8 |
1,1 |
1,6 |
кино, концерты |
2,1 |
0,0 |
1,4 |
0,1 |
просмотр телепередач |
4,6 |
6,9 |
4,6 |
7,5 |
посещение,прием гостей |
3,8 |
2,4 |
4,2 |
4,4 |
пассивный отдых |
0,9 |
0,7 |
2,1 |
0,9 |
любительские занятия |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
активный отдых и спорт |
1,2 |
0,2 |
0,6 |
0,2 |
Общая трудовая нагрузка |
81,6 |
89,5 |
88,6 |
87,4 |
В том числе: | ||||
оплачиваемая работа |
47,7 |
42,7 |
48,5 |
39,4 |
домашний труд |
25,1 |
29,2 |
25,9 |
28,1 |
труд в личном подсобном хозяйстве |
8,8 |
17,6 |
14,2 |
19,9 |
Естественные потребности |
62,4 |
60,1 |
61,1 |
60,6 |
В том числе сон |
51,2 |
48,1 |
50,8 |
49,4 |
Другие занятия |
0,9 |
1,7 |
0,8 |
1,5 |
Диспропорции в развитии сферы
культуры
и досуга в связи с
сокращением
материального
обеспечения
Какие возможности для отдыха предоставляет сфера культуры и досуга? Ответ на этот вопрос важен еще и потому, что женщины традиционно чаще пользуются услугами учреждений культуры.
Решение актуальной задачи переоснащения, строительства и реконструкции учреждений культуры приостановилось из-за резкого снижения расходов на сферу культуры и досуга как со стороны государства, так и населения. Несмотря на то, что удельный вес капитальных вложений в непроизводственную сферу в общем объеме государственных инвестиций в основной капитал повышался (с 29% в 1990 г. до 41% в 1995 г. [7, с. 448–449]), в абсолютном выражении их объем уменьшился в 2,3 раза. Ввод в действие культурно-досуговых объектов сократился еще в большей степени. Например, за 1995 г. мест в клубных учреждениях было введено в 5 раз меньше, чем за 1990 г. [7, с. 459].
Несмотря на низкий уровень оплаты труда и задержки в ее выплате, работники культуры на селе находятся в лучшем положении, чем занятые в сельском хозяйстве. Поэтому их численность в последние годы не сокращалась. Например, в Новосибирской обл. в 1996 г. она увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 4% (прил. 2). Обострение ситуации на рынке труда (закрытие ферм и отделений акционерных обществ) также способствовало заполнению ранее непривлекательных рабочих мест.
Многие услуги остаются невостребованными, уменьшается
число читателей библиотек, кинозрителей, посетителей театров и цирков,
слушателей концертов (рис. 2). Например, в России число посещений киносеансов
сельскими жителями сократилось с 14 раз в 1990 г. до 1 раза в 1995 г. [7,
с.190]. В Новосибирской области число сельских кинозрителей в 1996 г.
сократилось почти в 16 раз (см. прил. 2). Здесь сказалось не только переключение
на просмотр телефильмов и отсутствие денег у людей, но и холод, запустение и
неухоженность зданий клубов и домов культуры, а также отсутствие в репертуаре
новых интересных российских фильмов. Так, с 1991 по 1995 г. в 7,4 раза
уменьшился выпуск отечественных полнометражных художественных фильмов,
рис.1-2
в 2,9 раза – мультипликационных фильмов и в 2,7 раза – кинопериодики. Поэтому доля российских художественных фильмов – из общего числа выпущенных на экраны страны за 3 последние года – составляла только 30% (американских – 49%, европейских – 15%, других стран мира – 6%) [7, с. 190]. В 1996 г.ситуация продолжала ухудшаться: на киностудиях страны создано всего 20 кинофильмов, что в 2,5 раза меньше, чем в 1995 г. [10, с. 198]. Посещение концертов, театров и музеев сельскими зрителями также сократилось в несколько раз (см. рис. 2) и в связи с отсутствием средств на организацию гастролей, и в связи с отсутствием денег у селян.
При снижении реальных денежных доходов крайне затруднительно оплачивать услуги, либо улучшать условия досуга в семье. За годы реформ доля расходов на услуги культуры сократилась более чем в 3 раза (с 3,6% в 1990 г. до 1,0% в 1996 г.) так же как и на туристско-экскурсионные [7, с. 143; 10, с. 106–107]. А объем затрат населения на культуру и отдых уменьшился в среднем более чем в 10 раз. Поэтому в розничном товарообороте сократилась доля таких товаров как печатные издания, товары для физической культуры и спорта, телерадиотовары. Но доля расходов на автомобили увеличилась (с 2,7 до 5,6%) за счет тех слоев, которые повысили благосостояние в период реформ [7, с. 322]. В результате в одних семьях стало больше автомобилей и видеомагнитофонов, а в других – меньше музыкальных инструментов, резко сокращена подписка на газеты и журналы. Заметно увеличилась доля тех, кто не читает газеты: в Новосибирской обл. c 6% сельских работников в 1986 г. до 25% в 1994 г. Данные опроса ВЦИОМ по репрезентативной российской выборке (1990 и 1994 гг.) свидетельствуют о том, что частота чтения художественной литературы, напротив, увеличилась, особенно у женщин, в то время как журналов и газет – резко сократилась [1, с. 29].
В связи с падением платежеспособного спроса и в стране в целом, и в Новосибирской области многократно уменьшились тиражи книг и брошюр, журналов и периодических изданий, газет [11, c. 43–44; 12, с. 51–52]. А свобода выбора между различными общероссийскими изданиями тем не менее расширилась, так как число наименований журналов, изданий для детей и газет увеличилось. Много появилось изданий, ориентированных на различные группы читателей, в том числе и на женщин. Зарубежные и совместные издательства выпускают журналы на русском языке, которые раньше были недоступны, а сейчас пользуются популярностью и конкурируют с российскими, вынуждая повышать качество отечественной продукции.
В этих условиях трудно приходится региональным, местным издательствам, которые часто вынуждены не только уменьшать тиражи, но и вовсе прекращать выпуск газет и журналов. Из-за высоких цен мало книг и периодики поступает в библиотеки. Особую тревогу вызывают сельские библиотеки, куда новая литература почти не поступает. Приходится констатировать диспропорцию между увеличением выпуска разнообразной печатной информации и ее потреблением, а также изменение ее характера: если раньше семьи выписывали несколько газет и журналов и в библиотеках имелся широкий выбор периодики, тосейчас у большинства нет возможности прочитать интересующее издание ни дома, ни в библиотеке.
В связи с сокращением материального обеспечения сферы досуга и расширением охвата сельского населения телевизионным вещанием, этот информационный канал играет особую роль в жизни селян. С пользой ли расходуется свободное время у телевизора? Как женщины оценивают качество телепрограмм? Какие ценности и модели поведения оно помогает сформировать у подрастающего поколения? Или время проведенное у телевизора – это потерянное время?
Это мы попытались выяснить в ходе опроса, проведенного в 1997 г. в Новосибирской области. Подавляющее большинство селян хотели бы изменить программу телепередач. Большая часть претензий касалась необходимости ограничения (или вынесения на отдельный канал) рекламы (61%), передач с демонстрацией сексуальных сцен (17%), жестокости и насилия (13%), а также предлагалось не показывать "мыльные оперы", шоу-игры, где "дразнят деньгами", и передачи, содержащие ложную информацию (8%).
Многие женщины сделали предложения о расширении программ телепередач (41% среди всех женщин и 58% среди работающих). Они более критично, чем мужчины, относятся к тому, что показывают. Среди работающих женщин почти в 3 раза больше тех, кто не смотрит телевизор (нередко звучал ответ "Не хочу смотреть"), в 1,5 раза меньше тех, кого устраивают передачи. Они чаще, чем мужчины, обращали внимание на необходимость больше показывать учебные программы для детей (в 3 раза) и отечественные фильмы (в 1,7 раза), меньше показывать секс (в 1,5 раза) и жестокость и насилие (в 2,4 раза). Все это свидетельствует о неудовлетворенности женщин качеством телевещания (полностью оно устраивает только 6% работающих женщин и 8% – включая неработающих).
Особо негативную оценку телевидению дают женщины, оценивая его воздействие на детей. Только 16% из них считают, что оно не наносит вреда детям, 47% – оно оказывает и позитивное, и негативное влияние, а 37% женщин уверены, что нет никакой пользы детям от просмотра телепередач (соответсвующие оценки мужчин резко отличаются: 38, 40 и 22%). Для женщин очень значим досуг, проводимый вместе с детьми. Нередко – это совместный просмотр телефильмов, новостей и других передач, обсуждение которых может способствовать взаимопониманию и позволяет корректировать оценки детей, относящиеся к тем или иным фактам. Но развивающее воздействие на подрастающее поколение отмечает только половина женщин (табл. 7). В значительной степени просмотр телепередач – это вдвойне потерянное время (и для женщин, и для детей).
|
|
|
Польза: | ||
Обучаются, узнают что-то новое, влияет на
общее развитие и умение общаться |
|
|
Развлекаются, отвлекаются от дурных компаний |
|
|
Вред: | ||
Формирует дурные вкусы и агрессивное
поведение, запугивает |
|
|
Слишком рано дети видят "постельные сцены", похабщину |
|
|
Портят зрение |
|
|
В современных условиях телевидение и другие СМИ могли бы играть позитивную роль, помогая детям и молодежи усваивать культурное наследие и ценности, необходимые для установления глобального стабильного общества следующего тысячелетия. Но, к сожалению, телевидение сейчас почти полностью отдано тем, кто "делает деньги". Общероссийский государственный телевизионный канал "Культура" – только одна из немногих попыток воспрепятствовать насаждению индивидуализма, распространению низкопробных агрессивных поделок, приучающих к насилию. Другой попыткой можно считать внесение изменений и дополнений (март 1998 г.) в Закон РФ "О средствах массовой информации" [6], на основании которых будут аннулироваться лицензии на телевещание за использование в программах оскорбительных выражений и ненормативной лексики, за детальное изображение сцен насилия, за надругательство над объектами религиозного почитания.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о возможностях сельских женщин реализовать право на отдых.
1. Подавляющее большинство сельских женщин не могут воспользоваться расширением возможностей, повышением качества услуг в сфере досуга, в то время как в городах увеличивается предложение и разнообразие спектаклей, концертов, выставок, изданий детских книг, журналов, газет. Даже такой слой, как руководители и специалисты, от которых зависит характер модернизации общества, оказался в условиях очень ограниченного выбора. Ухудшение проведения досуга проявляется в усилении территориальной изолированности сельских жителей, в отчужденности от ранее привычных газет и радио и в доминировании телевидения. Эти изменения обусловлены снижением материальной обеспеченности и ростом занятости на личном подворье. Более трети женщин считают, что работают слишком много, на износ, отдых не позволяет им полностью снять усталость. А дети остаются на попечении телевидения, воздействие которого женщины оценивают негативно.
2. Пятая часть сельских женщин, прежде всего молодых, стали лучше проводить досуг, отчасти потому, что появилось больше свободного времени и достаток в семьях, отчасти в результате демократизации общества. Для многих важно ощущение расширения области свободы: слова, печати, передвижений, выбора стиля жизни и путей обеспечения семьи, способов проведения досуга при наличии денег. Если даже ты сам не сможешь воспользоваться новыми возможностями, важно и то, что в своих действиях будет меньше регламентировано следующее поколение.
3.
Среди сельских жителей, которые стали хуже проводить досуг, женщины составляют
большинство, они острее восприняли утрачен-
ные
возможности. Тем самым, признавая "право каждого на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" [3, с.
240], но уменьшая финансирование, в первую очередь государство сокращает
реальные возможности для полноценного отдыха и развития женщин.
Литература
1. Джагинова Е. Э. Повседневная жизнь России: 1990–1994 гг.// Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. – М.: Интерцентр, 1994. – Вып. 5.
2. Заявляем наши права: Как использовать международную правозащитную систему для охраны прав женщин. Пер. с англ. – М.: Глас, 1996.
3. Конституция Российской Федерации. Комментарий/
Под ред. Б. Н. Топор-
нина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. – М.: Юрид. лит.,
1994.
4. Котенко В., Мухаева М. Гендерная статистика: некоторые статистические данные, характеризующие положение женщин и мужчин в Мурманской области// Вопросы статистики, 1998, № 3.
5. Криль Ф.Международное гуманитарное право о защите женщин. – М.: МККК, 1994.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 1998 г. N2294-II ГД "О деятельности некоторых российских телекомпаний// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 13, 30 марта 1998 г.
7. Российский статистический ежегодник. Стат. сб./ М.: Логос, 1996.
8. Силасте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа// Социологические исследования, 1997, № 12.
9. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб./ Госкомстат России. – М., 1997.
10. Социально-экономическое положение России. Стат. сб./ Госкомстат России. – М., 1996, № 12.
11. Учреждения культуры, искусства и печать в Новосибирской области (по перечню 7.8). Стат. сб./ Новосибирское областное управление статистики. – Новосибирск, 1992.
12. Учреждения культуры, искусства и печать в
Новосибирской области (по перечню 7.6). Стат. сб./ Новосибирский областной
комитет государственной статистики. – Новосибирск, 1997.
прил.1
|
|
|
|
|
|
Число библиотек, всего |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Платные работники библиотек, чел. |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Численность читателей, тыс. чел. |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Количество книг и журналов, млн.экз. |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Всего учреждений клубного типа |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Численность культпросветработников |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Число киноустановок, всего |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
Число посещений киносеансов, млн. |
|
|
|
|
|
В том числе в сельской местности |
|
|
|
|
|
* Источники: [11, с. 6–8, 21, 26; 12, с. 3–6, 19, 27, 33].