Главная страница     

Новое в миграционных
процессах Сибири
С. В. Соболева

Существенные изменения в социально-экономической ситуации последних лет и как следствие этого – появление на территории бывшего СССР большого количества самостоятельных государств, роста в этих государствах националистических настроений, – все это привело к изменению тенденций миграции в совершенно ином режиме по сравнению с прежним. Какие это изменения?

Сельско-городская миграция

Прежде всего, практически повсеместно в России с 1990 г. впервые после 1960–1965 гг. сальдо миграционного обмена между сельскими и городскими поселениями повышается в пользу сельских. Это относится даже к крупным городам, ранее безусловно привлекательным для сельских жителей. В результате за 1989–1994 гг. сельское население, например, Западной Сибири увеличилось на 7,4%, Восточной Сибири – на 3,0%. Рост численности сельского населения был обусловлен сокращением оттока селян, увеличением прибытия в село городского населения своего же региона, а также населения из других регионов, в основном беженцев и вынужденных переселенцев из Среднеазиатских республик бывшего СССР [3].

Одновременно с увеличением численности сельского населения резко сократился прирост городского населения Сибири, а в 1991–1992 гг. впервые за послевоенные годы произошло его абсолютное сокращение (рис.). Если в 1986 г. положительное сальдо миграции для городских поселений Западной Сибири составляло 16 чел. на тысячу населения, то в 1991 г. на каждую тысячу населения город терял 12,7, а в 1992 г. – 15 человек. В 1993 г. отрицательное сальдо миграции городского населения Западной Сибири сократилось до 3,5 чел. на тысячу населения.

рис.

Наиболее интенсивно сокращение городского населения происходит в сельскохозяйственном Алтайском крае в начале 90-х годов и в промышленной Кемеровской области в 1993–1996 гг. При этом, если сокращение городского населения Алтайского края (на 128,9 тыс. чел.) в этот период было связано с увеличением численности сельского населения края (на 181,5 тыс. чел.), то сокращение городского населения Кемеровской области (на 105,7 тыс. чел.) происходило при одновременном сокращении и сельского населения области, что свидетельствует об интенсивном оттоке населения за пределы своей области.

Необходимо отметить, что еще в 80-х годах собственно демографический потенциал городов Западной Сибири был заметно ниже по сравнению с селом. Высокий прирост численности городского населения здесь в большей степени определялся высоким миграционным приростом. В частности, на долю естественного прироста в 1979–1989 гг. приходилось примерно 42% общего прироста численности городского населения Западной Сибири, а на долю естественного прироста населения в трудоспособном возрасте – около 5% прироста численности городского населения этой возрастной группы.

Миграционный прирост городского населения большинства областей Сибири в основном происходил за счет миграции сельского населения в города своего же региона. Поэтому перераспределение населения из города в село на фоне снижения естественного прироста и миграционного оттока за пределы региона приводит к абсолютному сокращению численности городского населения. Высокая доля городского населения Сибири в общей его численности привела к абсолютному сокращению в целом численности населения Сибири к началу 1996 г.

Новые направления миграции

В 1989–1991 гг. в Сибири появились регионы, где изменилась направленность миграционных потоков: из регионов, активно привлекавших в недавнем прошлом население, они превратились в регионы с устойчивым его оттоком. Это прежде всего районы Севера, в частности, Севера Западной Сибири. Миграционный отток в этом регионе вызван сокращением спроса на рабочую силу в связи со снижением добычи нефти и газа на ряде крупных месторождений и заметным уменьшением объема капитальных вложений в добывающих отраслях. Причиной оттока населения из Сибири после распада СССР стала и неурегулированность проблем сохранения прав и льгот для граждан СНГ, проживающих на территории Севера. Важным фактором миграционного оттока явилось отсутствие гарантий и компенсаций для проживающих в районах Севера, а также резкое снижение уровня жизни населения северных регионов.

Наблюдается прежде всего интенсивный отток из районов Севера высококвалифицированных специалистов, а также молодежи. Одноотраслевая же специализация большинства районов Севера не позволяет маневрировать высвобождающимися работниками. В результате образовались многотысячные "города-ловушки", где люди имеют квартиры, обустроенный быт, но не имеют места работы, а возможность выезда в другие регионы во многом сдерживается отсутствием там жилья. По самым скромным оценкам, избыточное население Сибирского Севера составляет не менее 30%, при этом наибольшую демографическую напряженность испытывают районы Севера Западной Сибири. Такое же положение характерно для многих сибирских городов, имеющих моноотраслевое развитие или ориентированных на обеспечение оборонных нужд бывшего СССР. Почти все поселения этого типа превратились в депрессивные.

Западная Сибирь, как и Урал, Восточная Сибирь и Приморье, оказалась в особо сложных условиях из-за тенденций общего перемещения населения с северных территорий в южные и за пределы регионов. Параллельно с этим в последние годы наблюдается поток мигрантов из Кореи, Вьетнама и Китая, законным и незаконным способом расселяющихся на временное и постоянное проживание в Сибири и на Дальнем Востоке. Иностранцы по ряду своих качеств представляют для работодателей более привлекательную рабочую силу, чем местное население. Без принятия соответствующих мер по укреплению восточных границ, принятия правовых актов трудоустройства и т.п. это будет способствовать в дальнейшем закреплению их на российской территории, приведет к изменению сформированного генотипа, к постепенному вытеснению коренного и русского населения Сибири из традиционных "ниш" занятости, к обострению социальной ситуации в регионе.

Из-за ослабления государственного контроля возросло число иностранцев, въезжающих в страну с нарушением установленных правил или пытающихся использовать нашу территорию для выезда в третьи страны. Неконтролируемый поток мигрантов постоянно увеличивается. По приблизительным оценкам в России их скопилось более 500 тыс. человек. Неконтролируемый въезд негативно влияет на состояние криминогенной обстановки в стране, наносит ущерб национальным интересам России и ее безопасности, вызывает осложнения социально-экономической обстановки и дает негативную реакцию со стороны коренного населения, способствует возникновению межэтнических конфликтов.

Вынужденные переселенцы и беженцы

Кроме того, в направлении Западной Сибири появился непредвиденный ранее поток мигрантов из Средней Азии и особенно – из Казахстана. Более подробно продемонстрирую эту составляющую миграционного процесса Сибири на примере Новосибирской области (НСО). Новосибирская область занимает четвертое место среди всех регионов России по объему потока мигрантов и является территорией массового заселения вынужденными переселенцами.

Приток вынужденных мигрантов в Новосибирскую область в 1992–1994 гг. шел по нарастающей. Если в 1992 г. официально зарегистрированный миграционной службой г. Новосибирска приток вынужденных мигрантов составлял 1746 чел. (695 семей), то в 1993 г. – 4825 чел. (2156 семей), в 1994 г. – 10691 чел. (4632 семьи). С 1995 г. наблюдается сокращение потока вынужденных переселенцев до 10171 чел. (3936 семей) и некоторая его стабилизация в 1996 г. и первой половине 1997 г. (табл.). И тем не менее, это только некоторая часть всех прибывших беженцев и вынужденных переселенцев в НСО. Как показывают социологические обследования, проводимые отделом социальных проблем Института экономики и ОПП СО РАН в отдельных районах НСО, официально зарегистрированные данные о вынужденных переселенцах в 2–4 раза занижены по сравнению с фактическими, так как значительная часть вынужденных мигрантов переселяется самостоятельно, минуя региональную и районные миграционные службы [2].

Это подтверждают и статистические данные учета прибывших в НСО из стран ближнего зарубежья. Так, в 1993 г. численность прибывших только из регионов Средней Азии составляла 16,4 тыс. чел., а в 1994 г. – 25,4 тыс. чел.

Таблица
Демографический состав вынужденных мигрантов,
прибывших в Новосибирскую область*


Показатель
1992
1993
1994
1995
Общее количество семей
695
2156
4632
3936
Общая численность

В том числе

1746
4825
10691
10171
Мужчины
788
2305
5313
4831
Женщины
958
2520
5378
5340
В трудоспособном возрасте
1011
2842
6789
6105
Дети до 15 лет
557
1425
3159
3159

* Данные областной миграционной службы.

Характеризуя поток прибывающих в НСО, следует отметить, что в 1994 г. наибольшее число таких мигрантов было из Казахстана (51%), Узбекистана (21%) и Киргизии (13%). В этом потоке русские составляли 85%, украинцы – 3,7, немцы – 2,4, татары – 2,1%.

В общем потоке вынужденных мигрантов в 1993 г. лица трудоспособного возраста составляли 81%, в 1994 г. – 63, а в 1995 г. – 67%. Дети до 15 лет составляют солидную часть потока прибывающих вынужденных мигрантов – 30–32% каждый год.

Существенные изменения в последние годы претерпевает и межрегиональная (внутрироссийская) миграция. Эти потоки наименее управляемые средствами регионов. Если традиционно в прошлом основная масса миграции приходилась на внутриобластную (внутрикраевую) миграцию и составляла 60–85% всех перемещений населения региона, то особенностью последних лет является увеличение доли внутрироссийской миграции в общем объеме всех перемещений населения. Это явление особенно характерно для южных сибирских территорий. Так, доля прибывших в Новосибирскую область из регионов России составила в 1993 г. 74,7% среди всех прибытий, а в 1996 г. – 82,0%. Среди выбывших это соотношение составляло в эти годы свыше 83%.

Межрегиональная миграция

В настоящее время в межрегиональной миграции происходит переориентация потоков мигрантов в места первоначального проживания (возвратная миграция). В НСО впервые за несколько десятилетий с 1994 г. наблюдается увеличение численности населения за счет внутрироссийской миграции. Положительное сальдо миграции идет за счет районов Севера (в частности Сибирского Севера), Дальневосточного и Восточно-Сибирского районов. В условиях свертывания производства и роста безработицы, сокращения жилищного строительства и повышения уровня стоимости потребительской корзины эти районы перестали притягивать население относительно высокими заработками и другими льготами в то время, когда и в других районах появилась возможность получения высоких заработков.

Все это способствовало тому, что в 1994 г. даже по сравнению с 1993 г. (годом наихудших параметров демографической ситуации в Сибири) потери Новосибирской области с соседними территориями сократились в 9 раз. И если в 1993 г. положительное сальдо миграции область имела только с Томской областью, то в 1994 г. добавилась еще и Кемеровская [4]. В то же время Новосибирская область, как и другие территории Сибири, продолжает терять население в миграционном обмене с Москвой, Краснодарским краем и Ростовской областью, а также областями Западной Сибири (Омской, Тюменской областями и Алтайским краем), т. е. с территориями, которые всегда были привлекательными для жителей сибирских регионов.

В миграционном обмене с другими областями России сибирские регионы несколько "омолаживают" демографический состав и наращивают свой образовательный потенциал. В ближайшие годы возвратная миграция приобретет еще более массовый характер и в решающей мере будет зависеть от уровня занятости и изменения условий жизни как населения российских регионов (особенно Российского Севера), так и государств ближнего зарубежья.

Что касается эмиграции из Сибири за пределы России (в страны дальнего зарубежья), то ее пик приходится на 1994 г. и составляет немногим более 3% в общем потоке выбывших из региона. Социальную структуру эмиграции в основном составляют представители интеллигенции, высококвалифицированные специалисты, студенчество. Предполагается, что в последующие годы открытая эмиграция в страны дальнего зарубежья по-прежнему будет обусловливаться степенью экономического и социального развития региона, этнической напряженностью внутри России и на ее границах, а также политикой стран, принимающих российских эмигрантов и ужесточивших требования их приема в последние годы.

Особый акцент следует сделать на профессиональной группе академических научных работников. В условиях современных социально-экономических преобразований эта группа стала одной из наименее социально защищенных. Работники науки, имеющие наивысшую в сравнении с другими сферами общественного производства профессиональную квалификацию, входят в рыночную экономику с самым низким после сельскохозяйственных работников уровнем доходов, не позволяющим удовлетворить первичные потребности. В 1993 г. у 56% работающих в науке зарплата была ниже прожиточного минимума. Уровень жизни научных сотрудников и всех занятых в этой сфере упал за 1991–1993 гг., по данным проведенного в Новосибирской области обследования А. А. Гордиенко и Ю. М. Плюснина, в 5–6 раз по сравнению с предыдущими годами [1]. Все это вынуждает ученых и инженеров к прекращению своей профессиональной деятельности, к смене ее на менее квалифицированные виды труда и, наконец, к миграции из страны.

Заключение

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что формирование нового режима миграционных связей и потоков миграции в регионах Сибири во многом отражает противоречия современного периода в России. Острота и специфика проблем миграции в этом регионе обусловлена, с одной стороны, особенностями формирования населения, сложившимися в прошлом, в частности тем, что динамика прироста численности населения Сибири в значительной степени определялась структурой и характером размещения производительных сил в регионе, а с другой, – отсутствием системы продуманных мер миграционной политики как в регионе, так и в России в целом.

Характерные особенности нового режима миграционных связей в регионах Сибири определяются переходом от частично регулируемых связей к нерегулируемым. Кроме того, усиление дифференциации уровня и качества жизни в различных регионах и поселениях России и стран СНГ, растущее влияние конъюнктуры на рынке труда на формирование миграционных потоков, относительная открытость внешних для России границ – все это привело к радикальному изменению направленности миграционных потоков, их численности и состава, к нарастанию потоков беженцев, вынужденных переселенцев и нелегальных иммигрантов как извне России, так и из ее регионов. Никем не управляемые и не контролируемые миграционные потоки, несомненно, усиливают стихийность рынков труда, жилья и потребительских товаров.

Период экстремальной вынужденной миграции, вызванной национальными конфликтами и политическими причинами, практи-
чески, как свидетельствует статистика, завершился в 1995 г. Наступил период, когда на смену стихийному характеру миграционных процессов на территории СНГ должен прийти планомерный регулируемый характер перемещений. Этому должна предшествовать большая совместная работа Федеральной миграционной службы, Министерства иностранных дел РФ, а также Министерства РФ по сотрудничеству с государствами–участниками СНГ. Важное место в такой работе должно быть отведено разработке прогнозов миграционных потоков, выявлению регионов России, предпочтительных для проживания мигрантов, а также согласованию квоты по приему мигрантов с территориальными администрациями и региональными миграционными службами территорий вселения мигрантов. Такая работа могла бы проводиться в рамках реализации специально разработанных региональных программ миграции.

Все это должно упорядочить миграционные потоки, а самое главное – снизить материальные и моральные издержки самих мигрантов, а также дать возможность территориям вселения подготовиться к приему мигрантов определенного демографического и профессионального состава и решить ряд проблем, связанных с принятием и обустройством мигрантов. Потенциальные переселенцы же в такой ситуации могли бы получить заранее объективную информацию о состоянии рынков труда и о возможностях решения жилищных проблем на территории вселения и принять взвешенное решение о перемещении в тот или иной регион России. В настоящее время все это происходит стихийно, с большими издержками, как для территорий выезда и вселения, так и для самих мигрантов.

Литература

  1. Плюснин Ю. М., Гордиенко А. А. Научное сообщество Академгородка в период трансформации жизни России. – Новосибирск, 1995.
  2. Соболева С. В. Возможные изменения в демографической ситуации под влиянием потока вынужденных переселенцев// Регион: экономика и социология, 1996, № 1.
  3. Соболева С. В. Демографические проблемы Сибири (1990–1995 гг.). Стратегия семейной политики: постановка проблем и пути их решения. – Новосибирск, 1995.
  4. Соболева С. В., Пуртова О. М. Современные тенденции миграции в Новосибирской области// Человек, труд, занятость (Научно-практическое периодическое издание). – Новосибирск, 1998.
 Главная страница