Михеева А.Р.

Проект «Риски детской безнадзорности в России»:

результаты эмпирического исследования

 

1. Научная проблема – противоречие между обострением социально-демографической ситуацией в России – с одной стороны, и трансформацией институтов брака  и семьи в направлении, не соответствующем нуждам и ожиданиям на социетальном уровне в отношении содержания, опеки, воспитания, первичной социализации подрастающего поколения – с другой.

Актуальность (социальная ситуация):

а) рост детской делинквентности, подростковой преступности (выявленные специалистами причины - отсутствие родного отца, изменения семейного окружения);

б) рост численности детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе – отобранных у родителей, лишенных родительских прав (1990г.- 49105чел.,  2004г. – 132505 чел.);

в) жестокое обращения с детьми в семье, жестокое обращении с детьми в детских государственных учреждениях…  (в России от жестокости родителей  каждый год гибнет до 2,5 тыс. детей; в Новосибирске за 1 месяц 2007 г. выявлено 83 акта жестокого обращения, заведено 24 уголовных дела ).

2. Проект  направлен на решение актуальной научной междисциплинарной проблемы в области социологии семьи, социальной психологии и социальной политики

выявление условий в современной России, влияющих на процесс формирования увеличивающейся группы «социальных сирот» (общая цель).

3. Основные понятия. «Детская безнадзорность» – отсутствие заботы и попечения в течение дня. «Социальное сиротство» – понятие, по-разному определяемое в официальных, научных, популярных источниках: а) «дети, оставшиеся без попечения родителей,  лишенных родительских прав, дети, отобранные у родителей без лишения родительских прав, т.е. в тех случаях, когда  детей называют «сиротами при живых родителях»[1]. б) термин «социальное сиротство»  часто встречается в педагогических учебно-методических материалах  и относится к тем ученикам общеобразовательных школ, которые находятся в «трудной жизненной ситуации» - это дети группы риска, дети из «проблемных семей, т.е. те, за кем отсутствует забота в течение дня[2]. В нашем проекте понятие «социальное сиротство» используется именно в  смысле детского одиночества при живых родителях, т.е. практически как синоним «безнадзорности». «Риск» в проекте акцентирует внимание на современной ситуации «социального сиротства» и «безнадзорности» как опасности,  угрозы, неопределенности. Речь идет  о рисках, связанных с безнадзорным положением школьника начальных классов, которые (риски) возникают в результате  неумения    ребенка реагировать на события в окружающем мире, на то, что непривычно и неизвестно для ребенка 6-10 лет. Так что сам  школьник в этом возрасте еще не готов к тому, чтобы сделать позитивный выбор, но условия для его  жизни создают взрослые. В исследовании акцент сделан  на  семьях с нестабильным родительским составом, как характеризующихся повышенным риском  возникновения отклонений в поведении ребенка (детей). В отношении таких повторных семей «с меняющимся родительским составом» в исследовании ставится задача  изучение характера взаимодействия родителей после развода, особенностей осуществления материнской и отцовской ролей в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств-факторов, способствующих или препятствующих «сотрудничеству» разведённых родителей в деле опеки, содержания и воспитания детей.

4. Методологические основы проекта. В качестве важнейших семейных условий/факторов риска безнадзорности мы принимаем, вслед за Р. Бароном и Д. Ричардсон (1994) семейное окружение и его изменения на протяжении детства: в полной или монородительской семье живет ребенок, с родными родителями или один из родителей неродной, часто ли меняется партнер родителя. В процессе трансформации условий жизни российского общества семья как социальный институт претерпевает существенные изменения. Внешними признаками таких изменений, фиксируемыми статистикой, являются: разводы, внебрачные рождения, повторные семьи, как и во всех современных обществах. Для понимания современных процессов, происходящих в семье,  механизмов трансформации отношений родители-дети воспользуемся теорией исторических типов моногамной семьи (С. Голод).  Теоретическая гипотеза нашего проекта состоит в том, что современные семейные отношения все чаще можно отнести к «супружескому» типу (по критерию «зависимость-автономность»). С появлением приоритета «взрослых» отношений (интимных, любовных, сексуальных, но не брачных), детоцентризм семьи ослабевает.  «…Общество перестает быть «детоцентристким», каким оно стало только с XVIII века» (Ф. Арьес, цит. по: И. Кон, 2003, с.269). Исследователи семьи во Франции, США также пишут о «затмении семьи» и перекладывание ухода за детьми и их воспитания на систему образования, институты публичной сферы. Теоретическая задача проекта – исследовать, происходят ли аналогичные трансформации в России.

5. Информационная база исследования. Эмпирический объект: родители детей в возрасте 6-10 лет (анкетный опрос: N=1532, интервью: N=24), учителя начальных классов (интервью: N= 14), специалисты образовательных учреждений (интервью: N=3, 3 фокус-группы: N= 13). Обследование было проведено в четырёх сибирских городах:  Новосибирске, Горно-Алтайске, Тюмени и Ханты-Мансийске. Выбор этих городов обусловлен тем, что эти города предоставляют собой принципиально разные типы российских мегаполисов, что, гипотетически, могло бы быть обобщающим макроуровневым  фактором изучаемого процесса.

Таблица 1. Некоторые демографические характеристики в изучаемых регионах,

                     все население

 

% внебрач-ных рожде-ний

2005

Число родив-шихся на 1000 населени,

2005

Число родив-шихся на 1000 жен-щин в возрасте 15-49 лет,

2005

На 100 мужчин в возрасте 16-49 лет приходит-ся женщин в этом возрасте,

2002(перепись)

Доля неполных семей с детьми до 18 лет среди всех

д/хозяйств с детьми, 2002 (перепись)

Среднее число детей до 18 лет на  100 неполных семей с детьми,

2002 (перепись)

Российская

Федерация

30.0

10.2

36.8

102

23.2

131

Сибирский ФО

37.2

11.4

39.9

104

22.5

133

Новосибирская область

32.8

10.6

37.9

104

21.8

128

Республика Алтай

34.4

17.3

59.8

105

19.5

152

Тюменская область

28.7

13.0

42.2

101

20.4

129

Ханты-Мансийсксий автон.округ

26.7

13.5

42.7

98

19.0

131

6. Некоторые результаты.

А) Семейные детерминанты проблемного поведения детей: оценки специалистов (фокус-группы):

·        детерминанты, связанные с типом семьи (неполная семья, семья с детьми, которые воспитываются не родителями, повторно-брачная семья, семья с нестабильным родительским составом);

·        детерминанты, связанные с этапом в жизненном цикле семьи (семья, находящаяся в стадии развода, в послеразводной стадии, в процессе формирования повторной семьи и т.д.);

·        детерминанты, связанные с типом взаимоотношений в семье (конфликтные, безразличные отношения и др.);

·        детерминанты, связанные с участием/неучастием родителей в жизни и воспитании детей;

·        детерминанты, связанные с девиантным/преступным поведением родителей (семьи алкоголиков, пр. отклонения);

·        детерминанты, связанные с переопределением гендерных стереотипов (прежде всего женских);

·        детерминанты, связанные с социально-психологическими особенностями в семье (эмоциональность, чувственность, привязанности, родительская любовь к детям);

·        экзогенные факторы, (не связанные непосредственно с семьей - реформа образования, проблемы в семейном законодательстве, несоответствие ценностей, ориентиров  воспитания детей в школе и в семье.

   Б)Риски безнадзорности: детерминанты микроуровня.

Таблица 2. Размер семей опрошенных, Сибирь, 2006-2007, N= 1532

 

    Город

   % %

опро-шен-ных

% респондентов, живущих в семьях, состоящих из:

% респондентов, живущих в семьях  с числом детей:

2 чел.

3чел.

4чел.

5 и бол. чел

    1

2

3 и более

Новосибирск

 44.1

4.0

36.7

З9.6

19.0

53.8

41.0

5.2

Горно-Алтайск

19.3

4.7

24.0

40.5

30.8

28.0

46.3

25.7

Тюмень

21.6

6.0

31.7

39.3

23.0

47.7

41.4

10.9

Ханты-Мансийск

15.0

4.3

30.6

47.8

17.3

38.8

53.1

8.1

Итого

100.0

4,6

32.3

40.9

22.2

45.0

43.8

11.2

 

У 32,4% респондентов – повторные семьи, у 17% детей в этих семьях –отчимы. В то же время от 11 до 20 % респондентов-мужчин отметили, что у них есть несовершеннолетние дети, живущие отдельно от них (табл.3).

Что касается мнения респондентов о родительском взаимодействии после развода, то положительно и скорее положительно к этому отнеслись бы  45% мужчин и 46% женщин; кроме того, согласны и скорее согласны с тем, что после развода отцы должны иметь право воспитывать своих детей 93 % мужчин и 90 % женщин.  Т.о. в общественном сознании (молодых родителей) уже присутствует понимание настоятельности мер «сглаживания» негативных последствий разводов, как для детей так и для бывших супругов[3]. 

Таблица 3. Характеристики состава семей  респондентов, Сибирь, 2006-2007, N= 1532

           

 

    Город

 

 

%% респондентов, чьи семьи состоят из:

 

 

%% респондентов, чьи семьи:

 

 

%респондентов-мужчин, у которых есть дети до 18 л.., живущие отдельно

Супругов с детьми

Сожите-лей с детьми

Одного из родителя  с детьми

Другие по соста-ву семьи

Повтор-ные

Нуклеарные

«с отчи-

мом»

Новосибирск

77.5

9.8

13.2

0.3

32.2

73.4

16.1

11.2

Горно-Алтайск

68.6

11.1

20.3

0

32.8

77.4

11.8

13.2

Тюмень

72.2

14.5

12.7

0.6

32.6

71.8

21.1

11.2

Ханты-Мансийск

83.3

6.7

8.6

1.4

32.2

83.5

21.5

20.0

Итого

75.4

10.7

13.4

0.5

32.4

75.2

17.1

12.5

 

В)Риски безнадзорности: детерминанты макроуровня.  Анализ наших данных не показал наличие значимой связи между материальным статусом и безнадзорностью ни на уровне  семьи, ни на макроуровне (четырех городов). Хотя средние доходы семьи респондентов существенно различаются: 13,6 тыс. руб. в Горно-Алтайске, 24-25тыс.в Новосибирске и Тюмени, 40 тыс. руб. в Ханты-Мансийске, в последнем только 38% респондентов  ответили  положительно на вопрос о  том, присматривает ли кто-либо за их ребенком во внешкольное время. В Тюмени этот процент равен 61, а в Новосибирске и Горно-Алтайске 65.  Возможно, проблемы, обусловленные бедностью, безработицей были наиболее остры в критические периоды нашей истории, последний раз – 10-15 лет назад.

К основным факторам макроуровня можно отнести наличие в городе учреждений дополнительного образования, т.е. то, что прежде называлось Домами пионеров, кружки и секции в школах.  Наибольшая сеть таких учреждений и секций в Ханты-Мансийске.

 

В ответ на обострившиеся проблемы беспризорности, так называемой «третьей волны», принят Федеральный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.), создаются Центры профилактики социального сиротства, организуются школы-«социальные гостиные», школы полного дня, разрабатываются программы работы с детьми, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Т.е. восстанавливается роль внесемейных агентов социализации, которые были разрушены в самые социально-трудные времена (1990-1995 гг.)

            Основной акцент нашего исследовательского проекта был сделан все-таки на трансформационные процессы в семье, и эти процессы оказались  доминирующими в рисковой ситуации распространения детской безнадзорности в России. По-видимому, для российской семьи тоже наступил «закат детоцентризма». Но это означает также и «расцвет взрослости», а в это, в свою очередь, означает не конкуренцию с «детством» (за ресурсы, например), а ответственность взрослого  сообщества, развитие публичных институтов социализации.

 

 



[1] Гурко Т. 2006.Трансформация российской системы устройства детей, лишенных родительского попечения. Там же,  с.8-20; Гришина Ю.В. 2006. Социальный приют как временная форма устройства детей,  лишенных родительского попечения. В сб. Актуальные проблемы семей в

России. М., ИС РАН, с. 55-73.

[2] Условия снижения риска социального сиротства в общеобразовательной школе: учебно-методический материал для повышения квалификации педагогов и администрации школ. 2006.  Под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, с. 7.

[3] Михеева А.Р. 2003. Трансформация института отцовства в контексте модернизации брака и семьи. // Россия, которую мы обретаем.  Труды Новосибирской социолого-экономической школы.

Ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск, «Наука», с. 638-658; см. также: Ричардс М.П.М. 1994.Развод родителей и дети. //Детство идеальное и  настоящее. Сборник работ современных западных ученых. Новосибирск, Сибирский хронограф,  158-178

 

Вернуться на предыдущую страницу