Соболева С.В., Чудаева О.В.

О новой демографической политике России

(региональный аспект)

Статья опубликована в журнале “Регион” август 2006г.

Демографическая ситуация в Российской Федерации

 

Демографическая ситуация в России классифицируется как кризисная и кратко характеризуется одним словом - депопуляция. Этот процесс  идет уже довольно давно и его начало удивительным образом в точности совпадает с началом либеральных реформ в России (рис. 1). Поскольку "реформы" продолжаются, то и процесс депопуляции соответственно тоже.

 


Рис. 1. Естественный прирост населения России, 1980-2004 гг.

 


Источник: Демографический ежегодник России, 2005, Москва, Росстат, стр. 69.

За 1992-2004 гг. только за счет превышения смертности над рождаемостью Россия потеряла свыше 10 млн. человек. В период 1992-1999 гг. в среднем естественная убыль составляла свыше 700 тыс. человек ежегодно, а в 2000-2004 гг. - свыше 900 тыс. человек ежегодно. Ни одна страна в мире даже близко не имеет таких потерь населения в "мирное" время. Это требует определить ситуацию в стране как чрезвычайную по демографическим основаниям. А сохранение собственного населения должно рассматриваться, по нашему мнению, в качестве главного национального проекта.

Следует отметить, что за общими средними показателями убыли населения скрываются весьма существенные территориальные различия. При средней по России убыли -5,6 промилле во многих автономных округах и национальных республиках имеется высокий естественный прирост, даже в суровых по климатическим условиям территориях. В то же время исконно русские территории Центрального и Северо-Западного округов со старым населением охвачены сильнейшей депопуляцией, особенно на селе (табл. 1).

                                                                                                    Таблица 1.

Естественный прирост населения по регионам России, на тыс. чел., 2004 г.

 

 

Всего

Город

Село

 

Всего

Город

Село

Чеченская Республика

19,6

29,1

14,7

Псковская область

-15,1

-10,5

-24,5

Республика Ингушетия

10,5

11,0

10,2

Тульская область

-13,8

-12,7

-18,9

Республика Дагестан

9,9

8,1

11,2

Тверская область

-13,7

-11,3

-20,4

Ямало-Ненецкий АО

8,3

8,1

9,2

Новгородская область

-12,9

-9,5

-21,0

Таймырский АО

7,4

5,2

11,7

Ивановская область

-12,6

-12,1

-15,4

Ханты-Мансийский АО-Югра

7,2

7,5

4,3

Смоленская область

-12,5

-8,9

-21,1

Республика Тыва

6,7

5,4

7,9

Рязанская область

-11,7

-8,3

-19,2

Республика Саха

5,3

4,8

6,3

Российская Федерация

-5,6

-5,0

-6,8

 

Источник: Демографический ежегодник России, 2005, Москва, Росстат, с. 75-107.

 

Сокращение численности населения в России происходит на фоне роста численности населения других стран мира. Так, например, население США только за 1990-е годы выросло на 32,7 миллиона человек (это почти на 5 миллионов больше, чем численность населения всего Сибирского и Дальневосточного федеральных округов), и продолжает увеличиваться с темпом в 1 процент в год.  По прогнозу Бюро переписей США к 2030 г.  население этой страны увеличится еще на 30% по сравнению с 2000 г. и составит более 360 миллионов человек. В России же к началу 2025 г. численность населения может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. еще на 20 млн. человек.

Сложившиеся в последние десять лет показатели рождаемости на 40% и более не обеспечивали уровень простого воспроизводства населения. И хотя после 2000 г. очень много говорят о наметившемся в России приросте численности новорожденных, следует отметить, что этот прирост произошел в большей степени из-за структурных сдвигов и объясняется временным увеличением в населении доли женщин фертильных (плодовитых) возрастов, родившихся в последнюю волну увеличения рождаемости в 80-е годы.   Суммарный же коэффициент рождаемости в 2004 г. составлял 1,3 родившихся детей в среднем на одну женщину в течение жизни и установился на уровне 1993-1995 гг.   


Рис. 2. Суммарный коэффициент рождаемости в России, 1981-2004 гг.

 


Источник: Демографический ежегодник России, 2005, Москва, Росстат, стр. 108

Рис. 2 и 3 характеризуют динамику рождаемости и смертности. После резкого ухудшения показателей в начале 90-ых годов никаких признаков существенного их улучшения не просматривается. Более того, заложились долговременные негативные тенденции, в том числе ухудшение возрастной структуры и здоровья населения, включая репродуктивное. Поэтому чем дольше будет затягиваться решение демографических проблем, тем труднее будет добиться положительных результатов.


 


Рис. 3. Ожидаемая продолжительность жизни в России, 1980-2004 гг.

Источник: Демографический ежегодник России, 2005, Москва, Росстат, стр. 120

Существенная дифференциация уровня рождаемости (от 1,129 в Ленинградской области до 2,965 в Чеченской Республике)[1] и особенности формирования населения в субъектах Российской Федерации усугубляют диспропорцию в населенности регионов. еняются и направления расселения: от заселения территорий с осваиваемыми природными ресурсами к переселению в крупные урбанизированные центры. В результате в центральных районах европейской части страны на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей пенсионного возраста, усугубляя процесс депопуляции, а в регионах Дальнего Востока и Сибири депопуляция

сопровождается еще и миграционным оттоком, сокращая демографический потенциал этих территорий.

Отмечается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи и детей. В частности, растет число и доля однодетных и бездетных семей, число неполных семей в результате разводов, овдовения и внебрачных рождений, увеличивается доля детей, ро­жденных матерями, не состоящими в браке, постепенно со­кращается не только фактическое, но и желаемое число детей, растет число беспризорных детей и  увеличиваются масштабы социального сиротства.

Демографический кризис  в  России  связан  с наличием серьезных кризисных явлений в обществе. Именно они обусловливают низкий уровень здоровья, высокий уровень смертности, ухудшение репродуктивного здоровья и качественных характеристик воспроизводства населения, разрушение семьи и утрату традиционных ценностей.

Таким образом, произошедшие в последние пятнадцать лет изменения оказали существенное влияние на сокращение демографического потенциала  России и будут иметь долговременные как демографические, так и социально-экономические последствия. Кроме того, ситуация обостряется активным оттоком из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, что ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов российского общества и обостряет проблему внешней технологической зависимости  России  от развитых стран мира.

Как показывают расчеты предположительной численности населения[2], в будущем сложившаяся демографическая ситуация в стране, если не предпринять никаких мер, приведет к сохранению отрицательного естественного прироста населения, к высоким темпам старения населения.

В структуре населения трудоспособного возраста России в ближайшее десятилетие произойдет значительно меньшее сокращение населения в связи с тем, что до 2007 г. численность населения трудоспособного возраста, продолжая тенденции прошлых лет, будет расти. Увеличение численности трудоспособного населения произойдет в основном за счет пополнения молодого населения, вступающего в трудоспособный возраст. Однако после 2007 г. эта когорта населения начнет активно сокращаться по основной части субъектов РФ, а дефицит трудовых ресурсов в России в ближайшем будущем станет главным лимитирующим фактором развития восточных регионов страны [1].

Высокие темпы падения рождаемости в 1989-1995 гг. сформировали отрицательную демографическую волну, последствием которой через 10-15 лет будет ничем невосполнимый "демографический  провал" в молодых группах трудоспособного возраста. Параллельно с сокращением демографического потенциала сокращается и мобилизационный потенциал России. Уменьшение численности юношей призывного возраста является угрозой обороноспособности страны и диктует необходимость пересмотра условий формирования российской армии.

Очевидно, что такая демографическая ситуация имеет не только важнейшее социально-экономическое значение для России, но и важнейшее геополитическое значение, ставя под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать свой материальный, духовный и культурный потенциал. Проблема состоит в том, что прогнозируемой  численности и плотности населения в такой огромной стране как Россия недостаточно не только для того, чтобы освоить свое геополитическое пространство, но даже для того, чтобы удержать его в будущем. В особенности это важно в связи со сложившейся в последние годы иммиграционной ситуацией в восточных регионах России и близости к нам стран, являющихся основными поставщиками мигрантов, в первую очередь, Китая. В этих условиях снижение численности россиян, замещение их мигрантами может привести к возникновению территориальных претензий к России со стороны государств, имеющих с ней общие границы.

Что же делалось для исправления демографической ситуации в стране?

В сентябре 2001 г. была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», которая своей целью провозглашала стабилизацию численности населения и создание предпосылок его роста с учетом мобилизации как воспроизводственных, так и миграционных компонент. Комплекс мер демографической политики касался  в ней трех основных направлений: повышения рождаемости и укрепления института семьи; улучшения здоровья и роста продолжительности жизни; обеспечение необходимого миграционного прироста и совершенствование привлечения и использования трудовых мигрантов. Однако никаких реальных программ в соответствии с Концепцией на федеральном уровне до настоящего времени не было разработано.

В некоторых  регионах России в последние годы разрабатывались планы мер по реализации региональной демографической политики, учитывающей специфику территорий. Однако, ориентация на собственные ограниченные ресурсы, ввиду отсутствия поддержки со стороны федеральных властей, а самое главное слабая проработка целей и механизмов их достижения, привели к тому, что эти усилия имели незначительный  и неустойчивый эффект.

Видя такую пассивность со стороны власти в важнейшем для страны вопросе, некоторые общественные объединения разработали и предложили общественности и руководству страны свои проекты демографического развития страны. Здесь можно упомянуть Национальную программу демографического развития России, разработанную по инициативе Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" группой экспертов в 2004 г., а также Демографическую доктрину России общественного Движения развития, разработанную коллективом авторов под руководством Ю.В. Крупнова в 2005 году.

 

Демографический раздел в Послании президента Федеральному Собранию

 

Наконец, президент страны в своем Послании Федеральному собранию за 2006 год большое внимание уделил вопросам демографии, назвав самой острой проблемой современной России именно демографическую и признав, что положение в этой сфере критическое.

Конечно, предложенные меры по стимулированию рождаемости выглядят эффектно, однако имеются некоторые сомнения в их выполнимости и целесообразности.

Например, в Послании сказано о женщинах, попадающих после рождения ребенка нередко в зависимое и унизительное положение в семье, но совершенно ничего не сказано о перманентно унизительном состоянии мужчины, который не в состоянии достойно содержать свою семью на мизерную зарплату, которую он получает от государства и которая подчас даже ниже прожиточного минимума! При этом правительство рапортует о профиците бюджета, и все это называется ответственной экономической политикой! То есть мужчина не может прокормить даже себя и, как наемные работники во времена начального капитализма, вынужден отказываться не только от детей, но и вообще от семьи и вступления в брак. В том числе и здесь нужно искать корни мужской сверхсмертности и снижения рождаемости. А выплата материнского капитала может еще больше усугубить эту ситуацию, мужчины становятся совсем ненужными в нашем современном мире. Да и семья тоже.

Кроме того, материнский капитал, видимо, будет проходить через банковские структуры. Но финансовая система в мире сейчас очень неустойчива и российская сильно зависит от нее, мы все прекрасно помним 1998 год и его влияние на демографическую ситуацию (см. рис. 1-3). А вдобавок государство до сих пор не расплатилось со своими гражданами по вкладам в Сбербанке и, похоже, не собирается это делать, несмотря на периодические предвыборные обещания; несмотря на ежегодно растущую прибыль Сбербанка, Стабфонд и опережающие выплаты по долгам международным фондам, вплоть до выплат им компенсаций за упущенную в этом случае выгоду в размере 1 млрд. долларов. Весьма показательное реальное отношение к гражданам России! Все сказанное касается и Пенсионного фонда. То есть никакой уверенности в реальных выплатах, положенных по закону, у населения нет. Вчера деньги были, а сегодня их нет, -  это мы уже проходили.

Основным недостатком демографического раздела Послания является отсутствие комплексного подхода к такой сложнейшей проблеме, как демографическая. Возможно, это объясняется тем, что происходит смена приоритетов, и тогда предложения президента следует рассматривать как первый шаг.

Тем не менее, понятно, что демографическая проблема уже давным-давно «перезрела», и совершенно ясно, что одними денежными выплатами ее не решить. На демографические процессы влияет множество самых разнообразных факторов, некоторые из которых неизвестны пока даже специалистам. И, кроме того, уровень доходов не является главным, хотя это вовсе не значит, что не надо его повышать. В условиях, когда зарплаты занижены в несколько раз, особенно в бюджетной сфере, идет неэквивалентный обмен между городом и деревней, происходит постоянное изъятие финансовых и материальных ресурсов на местах, в том числе через налоговую систему, когда прибавки к зарплате тут же съедаются подъемом цен у монополистов, в условиях общей нестабильности, рассчитывать на реальное улучшение демографической ситуации только мерами, предложенными президентом, не приходится.

Гораздо большее влияние на демографическую ситуацию оказывают принятые в обществе ценности, образ жизни, способы расселения, традиции питания и др. Демографическая ситуация лучше в регионах с традиционными культурными ценностями, в отличие от русских регионов, где активно насаждаются либеральные ценности, потребительское отношение к жизни, происходит моральное растление молодежи.

Весьма показательны в этом плане республики Северного Кавказа. Имея одни из самых низких в России уровней ВРП на душу населения, они демонстрируют самые лучшие демографические показатели в стране, в том числе устойчивые первые места по продолжительности жизни, которая еще и постоянно растет, в отличие от России. Например, первая тройка в России по этому показателю выглядит следующим образом: в Ингушетии - 75,9, в Дагестане - 72,7, в Чечне - 71,3, для сравнения в среднем по России - 65,3.

Предложения в Послании президента строятся по принципу набора бюрократических мер, которые выглядят весьма эффектно в политтехнологическом плане, особенно в преддверии грядущих выборов, когда система попытается сохранить курс на завершение "реформ". Однако можно предположить, что эти меры дадут незначительный эффект или даже в этом году существенно снизят рождаемость, так как все будут ждать законодательного подтверждения выплат. А если процесс, как всегда, затянется? То, возможно, вместо демографического взрыва мы получим демографический провал.

Так уже не раз бывало раньше: будь то инициатива поддержки малого и среднего бизнеса или обеспечение населения доступным жильем - практические результаты почему-то очень быстро оказывались прямо противоположными. А судить, как известно, нужно по делам, а не по словам.

Вот и теперь не успел президент озвучить свои предложения, как мы уже слышим, что реально 250 тысяч рублей, как средства целевого назначения, оказывается, будут выплачиваться лишь с 2010 года, т.е. уже после выборов. И, кроме того, сейчас в репродуктивный возраст вступило относительно многочисленное поколение 80-ых годов рождения - результат пронаталистской политики СССР и антиалкогольной компании. Это самое качественное с репродуктивной точки зрения поколение, и упустить этот период потенциального роста числа рождений было бы непростительно. Потому что следующее поколение рождения 90-ых годов в два раза малочисленнее и обладает гораздо худшим здоровьем. Поэтому никаких отсрочек больше быть не должно.

Кстати, 80-ые годы - хороший пример того, что рождаемость может быть увеличена в кратчайшие сроки при помощи проведения осознанной демографической политики. Хотя некоторые демографы внушают обществу прямо противоположные идеи о том, что снижение рождаемости - это объективный процесс, характерный для всего "цивилизованного" мира, и ничего тут поделать нельзя. Можно привести еще массу примеров, когда рождаемость после периодов спада снова повышалась и весьма существенно: в США после великой депрессии; в гитлеровской Германии, где комплексная и весьма результативная демографическая программа осуществлялась на протяжении ряда лет, включая военные годы; послевоенный беби-бум во многих странах мира, в том числе и в СССР. Причем эти повышения могут происходить как в результате целенаправленной государственной политики, так и вследствие улучшения условий жизни, особого духовного подъема, оптимистического мировоззрения, ожидания лучшего будущего в самое ближайшее время.

Сомнительно, чтобы демографы не знали этих фактов, но тогда речь идет о сознательном сокрытии истины и дезинформации общественности, включая лиц, принимающих решения на уровне государства. Видимо, в том числе и этим можно объяснить тот факт, что только после 6 лет пребывания в должности президент наконец-то назвал демографическую проблему главной, хотя об этом постоянно говорили и специалисты, и оппозиция на протяжении как минимум 10 последних лет.

А раз эта проблема является главнейшей, значит, главными показателями, по которым должна отчитываться власть перед народом, должны быть вовсе не макроэкономические показатели, не рост ВВП, способствующий обогащению олигархов [2], и не количество добытых природных ресурсов, уходящих за границу, а демографические показатели: ожидаемая продолжительность жизни, показатели рождаемости, естественного прироста, здоровья населения. Не может в благополучной стране вымирать население! Демографическое кризис в России важнейший показатель и неотъемлемая часть далеко зашедшего общего кризиса.

Особо отметим антиалкогольную кампанию 80-ых годов. В ней ставились главным образом задачи оздоровления, увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужского, чья смертность существенно превышала женскую. Эта цель была достигнута в кратчайшие сроки, в 1986-1987 годах ожидаемая продолжительность жизни достигла 70 лет - самой большой величины за всю обозримую историю страны (рис. 3). В качестве побочных эффектов получили целый спектр положительных явлений в обществе: рост рождаемости почти до уровня простого воспроизводства впервые с начала 60-ых годов (рис. 2), укрепление семьи, быстрое и существенное снижение преступности, снижение числа убийств и самоубийств, травматизма, инвалидности, повышение производительности труда и т.д.

В связи с этим особо отметим работы главного специалиста по алкогольной тематике доктора медицинских наук Немцова А.В. "Алкогольная смертность в России, 1980-90-е годы" и "Алкогольный урон регионов России". 

В последней работе [3] автор показал, что с алкоголем связаны 72% убийств, 42% самоубийств, 53% смертей при прочих внешних причинах, 68% смертей при циррозах печени и 60% при панкреатитах, 23% смертей при сердечно-сосудистых заболеваниях и 25% - при прочих причинах смерти.

В качестве показателя алкогольного урона была использована доля связанных с алкоголем смертей среди всех смертей. По этому показателю, отражающему сумму прямых и непрямых алкогольных потерь, лидировал Дальневосточный федеральный округ (ФО), где алкогольная смертность колебалась от 36 до 46% (Чукотский АО). Следующие по тяжести алкогольной смертности были: Сибирский ФО (32-45 %), Уральский ФО (33-38%), Северо-Западный ФО (32-38 %). В Центральном и Южном ФО алкогольная смертность составляла 30-35% от общей. В среднем по стране в 1990-2001 годах связанные с алкоголем смерти составили 37% от всех смертей.

Расчеты, сделанные в работе, показали, что даже небольшое, на 5-10% снижение потребления алкоголя сохранит жизнь 100-200 тысяч человек в год.

Исследование в Ижевске показало, что 62 % мужчин трудоспособного возраста умерли нетрезвыми. То же самое происходит по всей России [4].

Таким образом, алкогольная проблема весьма актуальна для России и еще больше обострились в последнее время, поэтому важнейшей составляющей любой программы демографического развития, начиная от всей страны и кончая районным уровнем, должна быть продуманная система антиалкогольных мероприятий, поскольку снижение уровня потребления алкоголя в России является весьма существенным фактором уменьшения демографического кризиса в стране. А, кроме того, как показывает опыт 80-ых годов, положительный результат появляется практически мгновенно по историческим меркам и распространяется не только на демографическую сферу, а чуть ли не на все стороны общественной жизни.

Другим важнейшим фактором, негативно влияющим на здоровье россиян, и он сильно недооценивается, является огромное количество некачественного продовольствия, в том числе импортного. Известные скандалы с грузинскими и молдавскими винами, импортными окорочками, мясом, детским питанием, молочной продукцией, в том числе самых известных производителей, и прочие являются лишь вершиной айсберга. Стоит только посмотреть на состав продуктов, которые мы потребляем: сколько здесь всевозможной противоестественной химии скрывается, например, за кодами с индексом Е, а ведь многие продукты предназначены в основном для детей: кондитерские изделия, в том числе шоколад, мороженое, чипсы, безалкогольные напитки и пр. А сколько вредных веществ присутствует в продуктах в недекларированном виде. Были и такие случаи, когда производители гордо позиционировали свою продукцию как не содержащую генно-модифицированные компоненты, а при проверках оказывалось, что как раз их они и содержат.

Кстати, утверждения, что генно-модифицированные продукты не вредят здоровью не соответствуют истине: есть работы и отечественные и зарубежные, которые доказывают, что употребление таких продуктов подопытными животными быстро приводит к существенному ухудшению их здоровья, в том числе репродуктивного. Эти работы всячески замалчиваются, а исследователи лишаются финансирования, а то и работы. А сами эти продукты активно проталкиваются на рынок транснациональными корпорациями, которые преследуют свои цели.

Использование так называемых новейших технологий также существенно ухудшает качество продуктов. Это и широкое применение пестицидов, в том числе и давно запрещенных, а также всевозможных стимуляторов, антибиотиков, консервантов, ионизирующих излучений и т.д. Производители и торговля озабочены, прежде всего, товарным видом, удобством транспортировки и хранения, а вовсе не пользой для здоровья.

Все это приводит к постоянному отравлению малыми дозами, снижению иммунитета и, как следствие, росту почти по всем классам заболеваемости. Контроль за качеством продуктов питания весьма слабый, в том числе по причинам материального характера, да и невозможно в принципе каждодневно отслеживать десятки тысяч и более наименований. Поэтому ответ должен быть асимметричный  и менее затратный, как сказал президент в своем Послании, правда, по другому поводу.

Меры, направленные на перевод детей из детских домов в российские семьи, на сокращение числа детей, находящихся в интернатных  учреждениях, безусловно, можно только приветствовать, и реальные шаги в этом направлении уже делаются

Большим плюсом послания является тот факт, что оно значительно активизировало обсуждение в самых широких общественных кругах демографических проблем. Причем наблюдается интересная закономерность: официальные лица демонстрируют энтузиазм, в то время как обычные люди, кого непосредственно и затрагивает озвученная программа, наученные горьким опытом общения с властью, особенно в последние полтора десятилетия, преисполнены скептицизма, так как считают, что с нынешней "элитой" улучшений добиться невозможно, потому что у нее прямо противоположные задачи.

Кстати, президент, безусловно, погорячился, заявив о том, что в обществе существует консенсус по поводу необходимости решения демографической проблемы как ключевой для России. Напротив, существует масса людей в околовластных структурах, а также и некоторые демографы, которые считают, что никакой демографической проблемы в России не существует, все идет в русле общемировых тенденций снижения рождаемости, и Россия не является здесь исключением. Есть проблемы с повышенной смертностью, но их можно достаточно легко и быстро решить при помощи массового завоза непритязательных трудовых мигрантов. То есть, ловко уходя от решения проблем, предлагается создать новые проблемы. Доходит до того, что, уже нисколько не стесняясь, сокращение населения открыто называется благом для страны, поскольку меньше нужно будет тратить средств на социальную политику. Оккупировав средства массовой информации, они настойчиво внедряют в общественное сознание эти идеи. Характерной особенностью этих людей является прозападная ориентация, финансовая и информационная зависимость от многочисленных западных фондов и прочих источников.

Другим важнейшим плюсом Послания является, хочется надеяться, новый подход к вопросам национальной безопасности, которая теснейшим образом связана с демографической безопасностью. Вообще вопросы безопасности в государстве должны иметь первостепенное значение, так как любые достижения, включая высокий уровень жизни, теряют всякий смысл, если отсутствует безопасность в самом широком смысле слова, начиная от государственной и кончая личной безопасностью. Поэтому укрепление армии и оборонного потенциала в современной опасной международной обстановке является необходимым условием решения демографических проблем. Вооруженные Силы должны быть способны при любых сценариях развития событий гарантировать безопасность и территориальную целостность России, чтобы ни у кого не возникало соблазна диктовать нам свои условия. Кстати, одним из важнейших уроков Отечественной войны стал тот факт, что вчерашний союзник, с которым осуществлялись тесные политические, экономические и военные связи, вдруг без объявления войны осуществил массированное вторжение. Этот урок надо очень хорошо помнить, он стоил России огромных, в том числе демографических потерь.

 

Некоторые предложения к демографической политике

 

 Мы считаем, что приоритеты должны быть расставлены в ином порядке, чем это сделано в Послании президента:

1.                  Повышение рождаемости.

2.                  Снижение смертности и заболеваемости.

3.                  Миграция.

Главной причиной депопуляции является низкая рождаемость. Еще в первой половине 60-ых годов, когда суммарный коэффициент рождаемости опустился ниже уровня простого воспроизводства, специалисты указывали на то, что через несколько десятилетий, когда на смену вымирающим относительно многочисленным поколениям будут приходить малочисленные новые поколения следует с неизбежностью ожидать превышения числа умерших над рождающимися.

Кроме того, изменение сложившихся репродуктивных установок, рождение и особенно доведение до трудоспособного и репродуктивного возрастов детей требует длительного времени, поэтому если мы действительно хотим решать демографическую проблему, а не заниматься популизмом перед выборами или формально отчитаться за сделанную работу, следует приступить к повышению рождаемости как можно скорее, и этот пункт программы должен иметь приоритет.

Вопиющая ситуация со смертностью, особенно в трудоспособном возрасте, также не дает времени на раскачку, поэтому второй пункт, снижение смертности и заболеваемости населения, нужно осуществлять практически параллельно с первым.

Что касается миграции, то акцент следует сделать на привлечение соотечественников. Но, как совершенно справедливо заметил президент в своем Послании, "никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас, в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи." Поэтому миграционная политика должна носить вспомогательный характер и рассчитывать надо, прежде всего, на свое население.

Россия - огромная, богатая, самодостаточная страна, и мы твердо уверены, что при наличии политической воли, а главное живого творчества и инициативы самых широких масс, которые наконец-то «проснутся от летаргического сна» и сбросят навешанную мишуру ложных ценностей, наш народ преодолеет эту беду.

Территориальная дифференциация реализации государственной демографической политики должна в первую очередь касаться субъектов Российской Федерации с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией, а также субъектов, демографический потенциал которых имеет важнейшее геополитическое значение для страны. Здесь в первую очередь имеются в виду Центральная Россия как колыбель российской государственности, а также Сибирь и Дальний Восток, которые занимают большую часть страны и являются богатейшими источниками самых разнообразных природных ресурсов планетарного масштаба, включая источники чистой воды и пригодной для сельскохозяйственного использования земли. Именно сюда, по нашему мнению, должны быть направлены первостепенное внимание и усилия.

Выделим некоторые основные направления работы по решению проблемы депопуляции, которые будут воздействовать сразу и в сторону увеличения рождаемости, и в сторону снижения смертности и общего оздоровления населения, а также привлекать мигрантов.

1.                  Система антиалкогольных мероприятий с целью значительного снижения потребления алкоголя:

-                     восстановление госмонополии на производство и торговлю не с целью получения доходов, а для удобства контроля;

-          запрет всех форм рекламы на алкогольную продукцию;

-                     подъем минимального возраста продажи алкогольной    продукции с 18 до 21 года;

-                     значительное сокращение числа точек продажи;

-                     значительный (в несколько раз) рост налогов;

-                     ограничение территориальной и временной доступности алкогольной продукции.

2.                  Приступить к решительному развитию села.

Ситуация, когда кормилец страны находится в самом низу социальной лестницы, совершенно ненормальна и опасна для государства и народа.  Требуется принятие скорейших мер, так как самые высокие темпы депопуляции плюс миграция в города из-за отсутствия работы и перспектив, способствуют обезлюдеванию и хозяйственному запустению уже освоенных с большим трудом и затратами территорий, включая и приграничные, в том числе зарастание кустарником и лесом брошенной пашни на огромных территориях. И все это в условиях, когда производство продовольствия в мире сокращается, а его качество ухудшается, в том числе из-за деградации земель в результате антропогенного воздействия, при росте численности населения  планеты.

Таким образом, необходимость развития села диктуется как соображениями демографической безопасности, так и геополитической, продовольственной, культурной и т.д. В конце концов, на селе живет свыше четверти населения России, а в некоторых регионах и существенно больше, а, кроме того, десятки миллионов людей, формально числясь горожанами, фактически проживают в сельской местности, и они имеют право на достойную жизнь.

     Рождаемость на селе традиционно существенно выше, чем в городах, которые уже давно не обеспечивают самовоспроизводство населения, поэтому и результативность вложений здесь будет быстрее и выше.

3.                  Новая политика расселения.

Ввиду того, что важнейшим негативным последствием депопуляции является утрата контроля за территориями предлагается использовать давно известный прием для закрепления территорий: наделение землей желающих поселиться и работать на ней. Таким образом очень быстро происходило заселение земель и в Северной, и в Южной Америке. Отечественный опыт также имеется: заселение казаками приграничных территорий вдоль всей южной границы от Украины до Приморья, причем они же осуществляли функцию охраны рубежей страны в обмен на определенные привилегии. Можно также вспомнить и Столыпинскую реформу, способствовавшую заселению Сибири.

Предлагается стимулировать усадебный тип расселения, чтобы каждый желающий мог построить свой дом на своей земле - родовое гнездо, обустроить ее по своему усмотрению, завести хозяйство, обеспечить на месте производство свежего и экологически чистого продовольствия для своей семьи. То есть решить проблему продовольственной безопасности, как по количеству, так и по качеству на уровне своей семьи. А, как известно, качественное питание - важнейший фактор здоровья. В настоящее время по разным причинам подавляющее большинство населения, включая людей с высоким уровнем дохода, обеспечить его не в состоянии.

Кроме того, в своем доме окнами в сад дети будут рождаться гораздо охотнее и более желанными,  их жизнь будет счастливее и безопаснее, чем в каменных джунглях больших городов.

Для этого нужно выделять в бессрочное наследуемое пользование, не облагаемое никакими налогами, довольно большие участки земли для всех желающих граждан России. Пустующих земель, включая заброшенную пашню, у нас предостаточно, хватит и теперешним и будущим поколениям. Можно организовывать целые новые поселения, в том числе и на месте покинутых деревень. Желающие найдутся, и из числа горожан, которых не удовлетворяет по разным причинам жизнь в городе, и из числа переселенцев из других стран и регионов. Благодаря вовлечению самых широких масс населения в дачное движение обращаться с землей умеют даже те, кто родился и вырос в городах. Глобальное потепление климата будет холодной России на пользу: значительно увеличатся территории, пригодные для сельского хозяйства, вегетационный период и, соответственно, урожайность и набор возделываемых культур. Уже сейчас мы видим активное продвижение теплолюбивых культур на север.

Нужно также разработать проекты недорогих экологически чистых домов из местных строительных материалов, прежде всего дерева, с учетом соответствующих природно-климатических условий и запустить их в массовое производство.

Дальнейшая политика может быть направлена на стимулирование развития личных хозяйств, объединения их в кооперативы, решающие комплексные задачи производства сельхозпродукции и ее сдачи государству, лесопользования, строительства жилья, развития ремесел и небольших производств и многого другого.

Однако в последнее время в СМИ появилась весьма настораживающая информация о том, что власти некоторых уральских и сибирских территорий собираются предоставлять в долгосрочную аренду (до 49 лет) китайцам бесхозные земли сельскохозяйственного назначения, а также лесные угодья под вырубку площадью в миллионы гектаров. В то время как россиянам чинятся всевозможные препоны даже в оформлении их шестисоточных участков, выданных еще при советской власти, не говоря уж о выделении земельных паев сельчанам, проработавшим на этой земле всю жизнь. Для кого же берегут нашу землю? Для иностранцев, которым щедро раздаются миллионы гектаров и это только начало.

И, если, например, в Свердловской области власти с воодушевлением строят планы и подсчитывают будущие выгоды, то в Хабаровском крае, несмотря на многочисленные просьбы китайских граждан арендовать оставшиеся без хозяев земли краевые власти категорично им в этом отказывают. Об этом 2 августа корреспонденту ИА REGNUM сообщил министр сельского хозяйства Хабаровского края Николай Кологоров.

"Понятно, что китайцы очень хотят у нас зацепиться, развиваться и остаться надолго, - отметил министр. - Но нам совершенно не нужно, чтобы они травили нашу землю своими гербицидами и ядами. Хватит и того, что наши магазины заполнены их продуктами, выращенными на подобных "удобрениях". Нам все равно, как поступают другие регионы, но наша политика такова: пусть лучше земля стоит пустая и отдыхает, чем пустить на нее людей, которые ее испортят. Своим гражданам мы не отказываем, и делаем все возможное, чтобы фермеры и сельские хозяйства расширяли свои земли. Но насчет китайцев позиция у нас принципиальная".

Известно, что арендатор - временщик и враг земли, он выжмет из нее все жизненные силы и уйдет. Хотя уйдет ли в данном конкретном случае - тоже большой вопрос. Поэтому землю надо давать своим гражданам, которые приложат все силы, чтобы передать ее своим детям и внукам еще лучше и краше прежнего, в прямом смысле слова в цветущем виде.

Программа демографического развития должна иметь следующие составные части:

·                    Идеологическая работа

·                    Обеспечение ресурсами

·                    Организационная поддержка

Идеологическая работа должна проводиться в контексте формирования новой идеологии образа жизни:

 - формирование в сознании населения ценностей здоровья, семьи, рождения и воспитания детей, неразрывности связи поколений;

 - преодоление социальной терпимости и двойных стандартов по отношению к курению, потреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ путем информирования населения о разрушительных последствиях и создания барьеров распространению негативного потребления.

Обеспечение ресурсами включает в себя не только и, возможно, не столько финансовые вложения, сколько, например, предоставление земли,  стройматериалов, обеспечение племенными животными и посадочным материалом и пр.

Организационная составляющая должна включать хорошо проработанное законодательное обеспечение.

И в заключение следует сказать, что без смены прозападного политического и социально-экономического курса ни о каком улучшении демографической ситуации не может быть и речи. И власть, несомненно, несет ответственность за все происходящее в стране, в том числе и за депопуляцию.

В странах с победившей либеральной идеологией идут те же процессы депопуляции и разложения семьи, которые лишь маскируются большей растянутостью по времени, высокой продолжительностью жизни и миграцией из развивающихся стран с высокой рождаемостью, что приводит к замене коренного населения пришлым инокультурным. Например, в США скоро белое население окажется в меньшинстве. А поскольку теория "плавильного котла" потерпела полный провал, ситуация чревата многими конфликтами, которые уже начинают проявлять себя. Этот путь не для нас.

 Таким образом, власть должна повернуться  лицом к национальным интересам и безопасности страны. Должны быть созданы условия, при которых она действовала бы в национальных, а не узкогрупповых и, тем более, иностранных интересах.

 

Литература

 

1. Соболева С.В., Чудаева О.В. Сибирь: тенденции и перспективы демографического развития. Журнал «Политический класс», N9, Москва, 2005, стр. 55-65.

2. Надточий А. Александр Кисельников: «Можно уработаться, удваивая ВВП, и в результате получить много футбольных команд и яхт», газета "Вечерний Новосибирск", 28.04.2005.

3. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. Москва, NALEX, 2003.

4. Костенко-Попова О. «Русский крест» - в бутылке?, газета «Аргументы и факты», N22, 2006, стр. 6.



[1] Суммарный коэффициент рождаемости, данные 2004 г. Демографический ежегодник России, 2005, Москва, Росстат, стр. 109-119.

 

[2] Расчеты предположительной численности населения проведены Государственным

 комитетом РФ по статистике до 2016 г. с учетом сложившихся к концу 2000 г. тенденций.