Может ли общество выжить без рынка?

Тезисы к докладу (В.С.Костин)

 

Разразившийся на наших глазах мировой экономический кризис актуализировал проблемы стратегических перспектив развития общества. Развал ипотечной и вслед за ней финансовой системы привел к массовой безработице и падению спроса, которое фактически остановило производство. Но производство – это процесс. Остановка процесса ведет к распаду системы, организованной для реализации этого процесса. Чем дольше длится пауза, тем сложнее восстановить систему, состоящую из многих сотен и тысяч взаимосвязанных предприятий.

Но если сложность запуска производства после кризиса становится сопоставимой по сложности с организацией производственной системы с нуля, то имеет смысл задуматься над тем, какую систему производственных отношений имеет смысл отстраивать – старую или новую. И если новую, то чем она будет лучше старой.

Попробуем проанализировать, что нас не устраивает в давно сложившихся общественных отношениях, которые, как базой, определяются отношениями, в которые вступают люди в процессе производства, обмена и потребления товаров и услуг. Далее, попробуем построить новую модель производственных отношений, которая бы исключала недостатки существующей и не приводила бы к более худшим последствиям. При этом рассмотрим наиболее радикальный вариант такой модели, который бы решал большую часть, а в идеале и все, проблемы существующей системы.

Итак, какие же недостатки хотелось бы нам устранить:

1.      Вредное влияние человеческой деятельности на состояние окружающей среды, приводящее к экологической катастрофе, при которой мощности биосферы по воспроизводству природных ресурсов не хватает для компенсации урона, наносимого ей человеком.

2.      Приближающееся исчерпание традиционных источников энергии углеводородного происхождения, которое большей частью сжигается, хотя является ценным сырьем для химической промышленности.

3.      Легальная и нелегальная торговля оружием, помноженная на агрессивность, подпитываемую борьбой ведущих мировых религий и большими различиями в материальном положении в развитых и развивающихся странах, которая выливается в постоянные вооруженные конфликты и терроризм.

4.      Высокий уровень преступности и коррупции, вызванный низким уровнем культуры и преобладанием корыстных, материальных интересов над духовными.

5.      Возрастающий уровень потребления алкоголя и наркотиков, стимулируемый сверхприбылями от легальной и нелегальной торговли разрушающих человеческую личность химических веществ.

6.      Негативные проявления массовой культуры, развивающие самые низменные потребности толпы – порнография, бои без правил, бессмысленные рекорды Гиннеса.

7.      Нищенство, беспризорность и проституция, вызванные запредельным расслоением общества по доходам.

Суммарное действие этих нарастающих разрушительных изменений в обществе вызывает не только кризис экономики и политики, но и кризис культуры и ставит под вопрос само существование человечества, как носителя общественного сознания и даже биологического вида.

Можно заметить, что все приведенные явления возникают естественным путем из логики товарно-денежных отношений:

1.      Действительно, производитель для получения максимальной прибыли вынужден минимизировать затраты на производство и использовать как можно более дешевое, а в пределе бесплатное, сырье, каковым являются продукты природы. Минимизируя затраты, он старается сбросить все отходы производства обратно в природу без дополнительной обработки – в землю, воду или воздух.

2.      Из соображений экономии сжигается самое доступное топливо, каковым являются углеводороды.

3.      Товаром становится любой продукт, который имеет спрос, в том числе и оружие. Как говорил Маркс, “нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% годовых”.

4.      Коррупция – это извлечение денег из служебного положения. Преступления в большинстве своем совершаются ради получения денег. Остальные – ради удовлетворения личных низменных потребностей.

5.      Если товар не имеет спроса, надо его создать. Наркодельцы специально подсаживают молодежь на наркотики, чтобы иметь гарантированную прибыль.

6.      Развивать простейшие материальные и биологические потребности гораздо дешевле, чем высококультурные, духовные. Не надо вкладывать деньги в образование и воспитание. Развращение экономически выгоднее…

7.      Ради куска хлеба, чтобы выбраться из безысходного положения, люди часто готовы опуститься и пойти и на паперть, и на панель.

Если рынок, в основе которого лежат товарно-денежные отношения между людьми, представить себе, как оператор, под действием которого состояние общества в текущий момент времени преобразуется в состояние общества в следующий момент, то можно утверждать, что весь рассмотренный набор эффектов – это не что иное, как собственное поведение этого рыночного оператора. То есть бесконечное применение рыночного оператора к обществу с неизбежной закономерностью воспроизводит весь рассмотренный выше букет “симптомов”. Собственное поведение оператора – это внутренне присущая ему устойчивая характеристика, которая зависит от сущности, природы самого оператора, в нашем случае – от схемы общественных отношений.

Чтобы убрать симптомы, необходимо изменить собственное поведение, а чтобы изменить собственное поведение, надо изменить сущность, схему общественных отношений. Остается рассмотреть эту схему и понять, какие изменения в ней могут привести к желаемому изменению собственного поведения.

Вспомним, что общественные производственные отношения складываются в трех основных процессах: производства, потребления и обмена. Ключевым для формирования наблюдаемого собственного поведения является процесс обмена. Это именно та область, в которой происходит превращение товара в деньги, а производитель фактически достигает конечного результата производства, получая доход, компенсирующий произведенные затраты и дающий возможность расширять производство.

Наличие денег как универсального средства обмена позволяет “сращивать” входы/выходы процессов производства и потребления, разрывая в пространстве и времени отдельные акты купли-продажи, обеспечивая необходимую свободу обращения капитала, снимая жесткие барьеры, характерные для натурального обмена.

Процессы обмена посредством денег и прочих многочисленных финансовых инструментов выполняют роль смазки, регулятора отношений производителя с потребителем. Обмен реализует акт взаимодействия между товаром как потребительной стоимостью в форме внешнего предмета и потребностью, сформировавшейся у потребителя, как внутренней необходимостью, подлежащей удовлетворению. Поскольку в акте обмена участвуют три компонента – товар, деньги и потребность, то мы имеем три источника, с участием которых формируется собственное поведение. Рассмотрим их по очереди.

1.      Товар непосредственно в акте обмена не обязан представлять из себя потребительную стоимость. Ему в принципе достаточно создавать ощущение полезности, то есть иметь “товарный вид”. Это открывает возможности мошенничества, продажи контрафактной продукции, приносящей продавцу ту же пользу, что и настоящий товар, а покупателю не приносящей никакой пользы.

2.      Потребность в акте обмена не обязана быть полезной потребителю. Продавец может стимулировать ради собственной выгоды “искусственные” потребности путем рекламы или специальных мероприятий для вовлечения в потребление.

3.      И наконец, деньги, как отчуждаемое от владельца средство обмена может быть безвозмездно изъято у покупателя путем обмана или насилия.

Эти слабые места притягивают любителей легкой наживы и служат неиссякаемыми источниками роста многочисленных проблем современного общества. Рассмотрим, в частности, такой вопрос, как из этих же источников вырастает хроническая, нерешаемая проблема абсолютной неэффективности системы образования.

Во-первых, эффективным может быть только самообразование. Ни один преподаватель не сможет своими руками заложить знания в голову ученику и связать их там в работающую систему. Это можно сделать только изнутри, силами самого “утопающего”. А чтобы ученик активно самообразовывался, у него внутри должна сформироваться функциональная система, нацеленная на достижение значимого для него результата. Собственно, ожидаемый результат – это и есть единственный системообразующий фактор, “точка сборки” системы. Всю теорию и экспериментальные доказательства этого на примере физиологии высшей нервной деятельности животных можно найти в фундаментальных работах П.К.Анохина, выдающего ученика И.П.Павлова.

Коммунары у Макаренко упорно учились на рабфаке, чтобы принять участие в великих проектах индустриализации страны не в качестве подсобных рабочих, а как высококвалифицированные специалисты, грамотные инженеры. Параллельно с учебой, начиная с 12 лет, они уже работали на своих, самых настоящих заводах, производили электродрели и фотоаппараты и к окончанию школы прекрасно представляли себе, как устроено производство, каких знаний и навыков оно требует. Они, как бывшие беспризорники, прекрасно представляли себе и преступный мир, но в процессе воспитания переориентировались с радостей личного потребления путем насилия и обмана окружающих, на радость созидания большого, светлого будущего вместе со всеми трудящимися.

Если само общество не нацелено на захватывающие дух проекты, то и ученик не увидит своего светлого будущего в этом обществе. Зато он увидит, как прекрасно устраиваются в жизни те, кто не брезгует использовать малейшую возможность извлечения личной выгоды из “прорех” в системе общественных отношений. И он видит, что чем более беспринципно действует такой “строитель личного счастья”, тем большего успеха в жизни он добивается. Для такого успеха естественно-научные и гуманитарные знания не только не нужны, они просто будут мешать, отвлекая деятеля на ненужные подробности.

Это эффект вносит определяющий вклад в разрушение системы образования. Это просто часть собственного поведения системы общественных отношений. Любые внутренние реформы системы образования могут только повысить ее сопротивляемость разрушительному действию общества, но задача состоит не в противостоянии, а в сотрудничестве с обществом. Не изменив систему общественных отношений, не сориентировав общество на достижение больших и значимых целей, не устранив барьер между обучением и производством, решить проблему качественного образования невозможно.

Но дело в том, что не только система образования зависит от системы общественных отношений, но и выстроить новую систему общественных отношений невозможно без активнейшего участия в этом строительстве системы образования. Ибо система образования изготавливает тот человеческий материал, из которого строится общество. Получается замкнутый круг. Но это не значит, что проблема не решается. Хорошо известен диалектический способ выбраться из замкнутого круга. Если учесть время как третью ось координат, перпендикулярную плоскости, в которой лежит круг, то двигаясь по кругу и смещаясь по оси времени, мы нарисуем спираль. Спираль – это и есть наш разомкнутый круг, это процесс итерационного, пошагового решения проблемы замкнутого круга, процесс поэтапного построения самосогласованных, самореферентных систем.

Надо, во-первых, построить новую модель производственных отношений, не содержащую недостатков существующей.

Во-вторых, разработать иерархию целей и ценностей, задающих ориентацию и приоритеты для деятельности.

В-третьих, необходим план реализации, воплощения в жизнь новой системы.

Более подробное обсуждение этих вопросов будет во время доклада.

 

Тезисы к модели коммунистического способа производства

(Ю.Г.Корнюхин)

 

1. Основные принципы построения модели нового общества.

 

1.1. Коммунизм определяется выполнением одного чисто гуманистического принципа: все люди равны, и удовлетворение реальных потребностей человека не должно ставиться в зависимость от его личных способностей или возможностей.

 

1.2. Новое общество не может быть основано на целенаправленном проведении какой-либо идеи. Оно будет построено на некотором способе производства, обладающем свойством самовоспроизводства и самобалансирования. (исторический материализм)

 

1.3. Модель этого общества мы будем строить из тенденций и факторов, так как точных обстоятельств на момент ее практической реализации знать не можем.

 

2. Описание модели.

 

2.1. Реализация коммунистического принципа предполагает установление прямой связи между потребностями и производством. В модели предполагается что это будет осуществлено средствами информационных технологий.

 

2.2. Простейшие потребности - в пище, одежде, жилье, связи, информации и доступе к средствам производства будут удовлетворяться автоматически, по запросу к единой информационной системе, связанной со всеми производствами и другими источниками ресурсов.

 

2.3. Это сделает невозможным подчинение человека воле других людей, а значит и сколько-нибудь масштабную деструктивную деятельность, одновременно принципиально снизив мотивацию к такой деятельности.

 

2.4. Более сложные потребности будут удовлетворяться через деятельность людей, получающих необходимую для этого информацию из автоматизированной системы и с ее же помощью объединяющих усилия по мере необходимости.

 

2.5. Общедоступность информации о движении ресурсов обеспечит общественный контроль за деятельностью таких объединений и поддержание динамического баланса между ними, технически обеспеченного автоматизацией управления ресурсами.

 

2.6. Баланс между трудовой дисциплиной и свободой личности будет обеспечен, с одной стороны, возможностью каждого выйти из не устраивающего его трудового коллектива и примкнуть к другому или организовать свой, а с другой, - популярностью у потребителей более успешных производств и автоматическим перераспределением ресурсов в их пользу.

 

2.7. Основным стимулом к труду станет потребность в его результатах, наиболее эффективными и привлекательными из средств удовлетворения которых достаточно часто будут оказываться общественно полезные.

 

2.8. Произойдет перераспределение ресурсов от нынешних чисто потребительских роскошеств в пользу автоматизации непопулярных видов труда, которая сейчас воспринимается как недопустимая с экономической точки зрения роскошь.

 

3. Механизмы перехода к новому обществу.

 

3.1. Новые механизмы и стимулы к их развитию можно искать только в нынешнем обществе и способах непосредственного решения его проблем. В противном случае попытка строительства нового общества обернется еще одним безответственным и расточительным экспериментом над человечеством.

 

3.2. Техническую инфраструктуру нового способа производства готовят:

- Глобальная сеть Интернет

- автоматизированные системы управления производствами на базе интранет, технически готовые к интеграции в Интернет,

- с потребительской стороны - интернет-магазины и аукционы,

- социальные сети и самодеятельные сообщества в среде Интернет

 

3.3. Растущие потоки информации, непрерывное изменение среды обитания человека под влиянием технического прогресса, распространение не регламентируемых насильственно видов деятельности порождают потребность современного человека в повышении собственной методологической культуры.

 

3.4. Человек будущего - человек методологический:

- устойчивый к политической и социальной демагогии

- способный самостоятельно ориентироваться в потоках необработанной информации

- умеющий воспринимать чужую и доносить свою точку зрения и приходить к взаимопониманию с другими людьми

- умеющий находить эффективные системные решения нестандартных проблем

 

3.5. Актуальное для самоуправляющихся коллективов подмножество методологии можно выделить через изучение проблем, с которыми они сталкиваются.

 

3.6. Это подмножество можно свести к компактному набору принципов, совокупность которых можно назвать практической логикой - по их природе и содержанию.

 

3.7. Обучение практической логике, возможно даже начиная с дошкольного возраста, решило бы многие проблемы современного образования, подготовило принципиальное повышение методологической культуры населения, а этим создало бы существенные предпосылки для построения нового общества. Такое обучение является системным и наиболее доступным для нас шагом к новому обществу.